lord_k ([info]lord_k) wrote,
@ 2009-09-16 17:38:00
Previous Entry  Add to memories!  Share this!  Next Entry
Current location:somewhere else
Current mood: working
Entry tags:camera

Догнать и перегнать
Как и обещал, продолжаю рассказ о фотоаппаратах Canon.
Компания Seiki Kogaku, которая во время войны выполняла заказы армии и флота, в 1945 году оказалась в весьма затруднительном положении. Нужно было вернуть в Токио штаб-квартиру и производственные мощности, эвакуированные в префектуру Яманаси, а средствами на перевозку компания не располагала. Положение спас офицер американских войск связи, интересовавшийся фототехникой. Он пригнал колонну армейских грузовиков - и Seiki вернулась домой.
В знак благодарности офицер (чье имя не фигурирует в официальной истории компании) получил вот такой фотоаппарат:

Это - раритет из раритетов, Canon S, выпущенный в 1946 году в количестве около ста экземпляров. Никаких существенных отличий от одноименной довоенной модели он не имел, но ценится выше.


К слову, очень редко встречаются и аппараты, выпущенные Seiki Kogaku в годы войны для Императорского флота. Мечта многих коллекционеров - модель S с флотской маркировкой:


Возобновление производства для гражданского рынка началось с довоенной модели J (она же - "популярная модель"), получившей обозначение JII. Скромная любительская камера без дальномера, длинных выдержек, с "фирменной" присоединительной резьбой объектива и в корпусе от модели S c заглушкой на месте регулятора длинных выдержек:

С октября по декабрь 1945 года было выпущено всего три таких камеры. По-настоящему производство наладили лишь в 1946-м. Впрочем, объемы выпуска оставались скромными - 560 камер за год. Большая часть этих камер была реализована через американский армейский посылторг.
Несмотря на свою малосерийность, JII существует в нескольких вариантах. В том числе - и с первыми объективами, разработанными и выпущенными Seiki Kogaku - Serenar:

Эти объективы разрабатывали под руководством Ёсидзо Фурукавы с 1937 года. По неподтвержденным данным, в 1939-м изготовили опытную партию из 50 экземпляров, которая в продажу не пошла. А после войны приступили к производству четырехлинзового объектива Serenar 3,5/50, выполненного по образцу знаменитого Tessar.
В октябре 1946-го на смену модели S пришел новый аппарат - SII:

Как легко заметить, он - в отличие от предшественника - имел видоискатель, совмещенный с дальномером. За восемь лет до Leica M3. За пять лет до "Зоркого-3".
Более того, если самые первые SII имели "фирменную" присоединительную резьбу (как J и JII), то последующие серии - "леечную" метрическую резьбу М39. Что позволяло при желании устанавливать на них объективы для фотоаппаратов Leica.
Тут бы компании Ernst Leitz и призадуматься. Но в далеком Вецларе, скорее всего, еще не слышали о скромном японском производителе фотоаппаратов. И от души посмеялись бы, услышав лозунг президента Seiki Kogaku Такеси Митараи: "Догнать и перегнать Ernst Leitz!"
15 сентября 1947 года считается истинным днем рождения марки Canon - хоть она и существовала к тому времени 12 лет. В этот день компания Seiki Kogaku была переименована в Canon Camera Co., Ltd - как гласит официальная история, в ответ на замечания любителей фототехники из американских оккупационных сил. Простодушным варварам было трудно понять, что аппараты Canon и объективы Serenar делает одна и та же фирма, которая к тому же называется совершенно иначе. Теперь все названия были унифицированы.
В апреле 1949 года германским грандам следовало бы призадуматься еще раз: началось производство фотоаппарата Canon IIB. От SII она отличалась лишь одной деталью - видоискателем, рассчитанным на объективы с тремя фокусными расстояниями - 37, 50 и 80 мм. Изменение степени увеличения в видоискателе производилось вручную, поворотом регулятора. Ничего подобного ни Leitz, ни Zeiss не производили. Зато выпускали целые линейки приставных видоискателей - как универсальных, так и под различные фокусные расстояния. Такую же линейку, кстати, начал выпускать и Canon.

Отступая от темы, скажу, что конец сороковых был порой торжествующего абсурда: юристы Ernst Leitz делали (и сделали) все возможное, чтобы заставить своих соотечественников из компании Steinheil отказаться от выпуска камеры Casca II, а тем временем на британском заводе Reid преспокойно выпускали клоны Leica I и III по вывезенным из Германии чертежам. Не говоря о десятках тысяч клонов Leica II, производившихся в СССР - уже не на одном, а на двух предприятиях, в Харькове и Красногорске.
Как бы то ни было, с тройным видоискателем японцы немцев обогнали. И, с каждым месяцем увеличивая объем продукции, успешно продавали камеры Canon не только через американский Военторг, но и в самих США - в основном на Западном побережье.

Для нового аппарата был разработан и новый складной штатный объектив - 1,9/50 гауссовской схемы (6 элементов в четырех группах). По качеству оптики Canon еще не догнал германские фирмы: покупатели быстро обратили внимание на то, что при полностью открытой диафрагме светосильный "полтинник" дает сильную аберрацию. Новый работник компании, Хироси Ито, занялся исправлением этого недостатка. И следующая модель, IIC, поступившая в продажу в июле 1950 года, комплектовалась полностью перерасчитанным объективом - сперва в складной, а затем и в нескладывающейся оправе:

А в феврале 1951 года IIC сменил Canon III с новым затвором, шторки которого блокировались во время перемотки, а диапазон выдержек увеличился до 1 - 1/1000 с:

Наверное, к этому времени в Вецларе уже знали о японской компании, которая производит фотоаппараты, очень похожие на Leica III, но имеющие ряд важных преимуществ перед этой легендарной и далеко не новой моделью. Знали - но конкурентом ее не считали.

Промежуточное и очень личное резюме: за пять лет Seiki Kogaku/Canon прошла очень большой путь. Начав в довоенные годы с "творческого переосмысления" чужих технических решений, она сумела разработать собственную технологию и стать настоящим новатором. Однако никаких сантиментов к этой компании у меня нет. И любой фотоаппарат с клеймом Leica (а также ФЭД и "Зоркий") вызывает у меня куда больше эмоций, чем самый совершенный дальномерный Canon.

Продолжение, естественно, следует.



(66 comments) - (Post a new comment)


[info]v_pychick
2009-09-16 05:14 pm UTC (link)
Спасибо, как всегда познавательно.

(Reply to this) (Thread)


[info]lord_k
2009-09-16 05:22 pm UTC (link)
Как всегда, рад стараться.

(Reply to this) (Parent)


[info]koyrakh
2009-09-16 05:15 pm UTC (link)
круто, спасибо!... про Никон тоже напишите... :)))

(Reply to this) (Thread)


[info]lord_k
2009-09-16 05:21 pm UTC (link)
Обязательно. В следующий раз (как и в предыдущий) будет о Никоне. Проблема в том, что у них дальномерок в несколько раз меньше, чем у нынешних конкурентов.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]yellowpoison, 2009-09-16 05:47 pm UTC
(no subject) - [info]lord_k, 2009-09-16 06:01 pm UTC

[info]szhaman
2009-09-16 05:25 pm UTC (link)
Спасибо, очень интересно

(Reply to this) (Thread)


[info]lord_k
2009-09-16 05:30 pm UTC (link)
И Вам спасибо.

(Reply to this) (Parent)


[info]arverus
2009-09-16 05:47 pm UTC (link)
спасибо, с нетерпением жду!

(Reply to this) (Thread)


[info]lord_k
2009-09-16 06:02 pm UTC (link)
Будет сделано.

(Reply to this) (Parent)


[info]pr13s7
2009-09-16 05:54 pm UTC (link)
Спасибо за очерки о фототехники, это просто праздник какой-то :-)

(Reply to this) (Thread)


[info]lord_k
2009-09-16 06:02 pm UTC (link)
Рад стараться.

(Reply to this) (Parent)


[info]kniga_bukv
2009-09-16 06:10 pm UTC (link)
у фотоаппаратов на первых двух снимках объективы никкор
тогда ещё у кэнона своих не было?

спасибо, очень интересно!

(Reply to this) (Thread)


[info]lord_k
2009-09-16 06:12 pm UTC (link)
Да, Nippon Kogaku разрабатывала и производила оптику для Seiki Kogaku. Подробнее об этом - по ссылку в начале поста.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]kniga_bukv, 2009-09-17 08:22 am UTC

[info]atmo_nine
2009-09-16 06:25 pm UTC (link)
огромное спасибо за интересные материалы.
с нетерпением ждем продолжения всей семьей.

(Reply to this) (Thread)


[info]lord_k
2009-09-16 11:45 pm UTC (link)
Долго ждать не придется.

(Reply to this) (Parent)


[info]avtohton
2009-09-16 06:39 pm UTC (link)
Большое спасибо!

(Reply to this) (Thread)


[info]lord_k
2009-09-16 11:45 pm UTC (link)
Стараюсь, как обычно.

(Reply to this) (Parent)


[info]metaloleg
2009-09-16 06:58 pm UTC (link)
спасибо, с удововольствием читаю серию

(Reply to this) (Thread)


[info]lord_k
2009-09-16 11:47 pm UTC (link)
The pleasure is all mine.

(Reply to this) (Parent)


[info]nameresu
2009-09-16 07:04 pm UTC (link)
Крайне познавательно.

(Reply to this)


[info]uppsss
2009-09-16 07:05 pm UTC (link)
Про лейку тоже будете писать?

(Reply to this) (Thread)


[info]lord_k
2009-09-16 11:43 pm UTC (link)
В общем-то про нее уже все написано. Но могу.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]uppsss, 2009-09-17 05:20 am UTC

[info]periskop
2009-09-16 07:31 pm UTC (link)
Да, действительно... за 5-6 лет путь огромный.

(Reply to this) (Thread)


[info]lord_k
2009-09-16 11:43 pm UTC (link)
Эта фирма выжала все что можно из классической дальномерной схемы.
В этом посте - еще цветочки.

(Reply to this) (Parent)


[info]kot_ik
2009-09-16 07:48 pm UTC (link)
Спасибо за культпросвет))

Интересно, что американцы, как мне попадалось в литературе, годов до 1960-х считали японские камеры дешевкой. То ли дело немецкие. А если верить нашим иноспецкорам тех лет, то и Зоркие с Зенитами американцы ценили выше.

(Reply to this) (Thread)


[info]dyor
2009-09-16 08:44 pm UTC (link)
в книге "Америка справа и слева" дословно (хотя цитирую неточно) сказано, за что: "Зенит? Советский фотоаппарат? Уважаю, тяжёлый, не то что этот японский хлам"

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]lord_k, 2009-09-16 11:44 pm UTC
(no subject) - [info]kot_ik, 2009-09-17 05:50 am UTC
(no subject) - [info]dyor, 2009-09-17 06:08 pm UTC
(no subject) - [info]kot_ik, 2009-09-17 07:59 pm UTC
(no subject) - [info]dyor, 2009-09-17 08:11 pm UTC
(no subject) - [info]kot_ik, 2009-09-17 08:19 pm UTC

[info]nkram
2009-09-16 09:58 pm UTC (link)
Про американца-спасителя не знал, спасибо.

(Reply to this) (Thread)


[info]lord_k
2009-09-16 11:46 pm UTC (link)
Там был еще американец-консультант.

(Reply to this) (Parent)

<робко>
[info]milchev
2009-09-16 10:00 pm UTC (link)
А про Олимпус будет?

(Reply to this) (Thread)

Re: <робко>
[info]lord_k
2009-09-16 11:42 pm UTC (link)
А как же. Любимая марка.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

<одобрительно> - [info]milchev, 2009-09-17 08:12 am UTC
Re: <одобрительно> - [info]lord_k, 2009-09-17 08:25 am UTC
<напрягая склероз> - [info]milchev, 2009-09-17 11:16 am UTC
Re: <напрягая склероз> - [info]lord_k, 2009-09-17 11:36 am UTC
<подумав> - [info]milchev, 2009-09-17 11:46 am UTC
Re: <подумав> - [info]lord_k, 2009-09-17 11:49 am UTC
<вздохнув> - [info]milchev, 2009-09-17 11:55 am UTC
Re: <вздохнув> - [info]lord_k, 2009-09-17 12:15 pm UTC
<почесав репу> - [info]milchev, 2009-09-17 12:19 pm UTC
Re: <почесав репу> - [info]lord_k, 2009-09-17 12:35 pm UTC
<скептически> - [info]milchev, 2009-09-17 12:51 pm UTC
Re: <скептически> - [info]lord_k, 2009-09-17 12:57 pm UTC
<хихикнув> - [info]milchev, 2009-09-17 02:12 pm UTC
Re: <хихикнув> - [info]lord_k, 2009-09-17 02:39 pm UTC
<философски> - [info]milchev, 2009-09-17 02:42 pm UTC

[info]proektor
2009-09-16 11:36 pm UTC (link)
спасибо

(Reply to this) (Thread)


[info]lord_k
2009-09-16 11:46 pm UTC (link)
Не за что.

(Reply to this) (Parent)


[info]dkphoto
2009-09-16 11:54 pm UTC (link)
Читал, как захватывающий роман, спасибо. Надеюсь на продолжение.

(Reply to this) (Thread)


[info]lord_k
2009-09-17 12:06 am UTC (link)
Сделаем.

(Reply to this) (Parent)


[info]yumegoroshi
2009-09-17 12:46 am UTC (link)
спасибо. как всегда очень интересно

(Reply to this) (Thread)


[info]lord_k
2009-09-17 05:53 am UTC (link)
Рад стараться.

(Reply to this) (Parent)


[info]acryle_banana
2009-09-17 06:43 am UTC (link)
Спасибо! )

(Reply to this) (Thread)


[info]lord_k
2009-09-17 07:19 am UTC (link)
Пожалуйста!

(Reply to this) (Parent)


[info]el_coyote
2009-09-17 07:53 am UTC (link)
Очень интересно, спасибо!
Странно что 15ого сентября Canon никак не праздновал...

(Reply to this) (Thread)


[info]lord_k
2009-09-17 08:02 am UTC (link)
Рад стараться.

(Reply to this) (Parent)


[info]apashenko
2009-09-21 07:08 am UTC (link)
Ага! Всё-таки умеют они иероглифами писать. ;)

(Reply to this) (Thread)


[info]lord_k
2009-09-21 07:13 am UTC (link)
Для флота - конечно.

(Reply to this) (Parent)


(66 comments) - (Post a new comment)

Image by [info]clover71. Join the contest in [info]remixed!
Create an Account
Forgot your login or password?
Log in with OpenID Login with Facebook
English • Español • Deutsch • Русский…