lord_k (lord_k) wrote,
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

С ветерком по рельсам

Раз уж уважаемый zzzimorodok  вспомнил о поездах на реактивной тяге, выбора нет - придется вспомнить об аэропоездах. Один из них, конструкции Вальднера, предназначенный для Средней Азии, я уже демонстрировал.
Самый знаменитый - это Schienenzeppelin ("цеппелин на рельсах"), сконструированный Францем Крукенбергом. Экспериментальный аэровагон был построен в 1930 на заводе Германских железных дорог в Ганновер-Ляйнхаузене. Он имел всего две колесные оси (база - 19,6 м) и приводился в движение 600-сильным авиационным двигателем BMW с четырехлопастным деревянным пропеллером. Пропеллер был установлен под углом 7,5 градуса, чтобы обеспечить плотный прижим хвостовой части вагона к полотну. Длинный (25,85 м), низкий (2,8 м), с обтекаемой носовой частью, этот "цеппелин" действительно был похож на дирижабль.
Испытания начались в 1931 году. В мае аэровагон превысил скорость 200 км/ч, после чего его начали демонстрировать широкой публике. А 21 августа того же года "рельсовый цеппелин" на 20-километровом участке пути показал скорость 220 км/ч, установив абсолютный рекорд для железнодорожного транспорта.
В 1932 году Крукенберг перестроил свой вагон, внеся в конструкцию существенные изменения. "Цеппелин" получил новую носовую часть, передняя ось была заменена тележкой с приводом от авиадвигателя, пропеллер исчез. Эта модификация развивала скорость 180 км/ч.
Этот снимок (простите за ужасное качество, лучшего не нашлось) неоднократно выдавали за изображение советского экспериментального аэропоезда 20-х годов. Нисколько не умаляя заслуги русских конструкторов, которые начали экспериментировать с аэротягой еще до революции, должен сказать, что на фотографии изображен германский аэровагон Dringos, разработанный Отто Штайницем (название - сокращение от Doktor-Ing. Otto Steinitz) сразу после Первой мировой войны и построенный на авиазаводе в берлинском пригороде Грюневальд.  В мае 1919 года он совершил демонстрационный рейс по маршруту протяженностью 40 км. В числе пассажиров были министры и депутаты Рейхстага. Скорость доходила до 100 км/ч.

Еще один предшественник (или, если угодно, современник) - британский Bennie Railplane. В отличие от германских проектов, предназначенных для "нормального" пути, этот аэропоезд двигался на подвеске по специальным рельсам, то есть был ближе к конструкции Вальднера. Бенни получил патент на свой "рельсолет" еще в 1921 году. Он рассчитывал, что поезд будет развивать скорость 190 км/ч. В конце 20-х годов была построена демонстрационная линия протяженностью около 400 м. Демонстрации продолжались до начала Второй мировой войны, но никто не пожелал вложить деньги в "рельсолет". В 1941 году линию разобрали - фронту был нужен металл, а конструктор, всеми забытый, умер в 1954-м.

Что же касается "рельсового цеппелина", то его биография оказалась короткой и не очень удачной. Утратив пропеллер, он пережил еще несколько модернизаций, смену двигателя, и в конце концов был продан Германским железным дорогам за 10.000 марок. В 1939 году его разобрали - металл пошел на военные нужды.
В бытность свою аэровагоном Schienezeppelin вместе с восхищением вызывал массу вопросов. Прежде всего, к нему ничего нельзя было прицепить, а эксплуатация одного-единственного вагона в качестве самостоятельной единицы - дело экономически невыгодное. Кроме того, все его великолепные динамические качества исчезали, стоило только начать подъем в гору. Пропеллер представлял непосредственную опасность для пассажиров, находящихся на перроне.
После переделки в "обычный" мотовагон "цеппелин" Крукенберга оказался достаточно слабым конкурентом скоростного дизель-поезда, который разрабатывался по заказу Германских железных дорог на вагонно-машиностроительном заводе в Герлице. В конце концов этот поезд вступил в эксплуатацию под названием Fliegende Hamburger ("Летучий Гамбуржец"). Затем была построена целая серия подобных поездов - двух-, трех- и четырехвагонных. Они эксплуатировались до середины 1970-х годов. Крукенберг разработал скоростной поезд аналогичного типа, но его конструкция в серию не пошла.

Короче, дизельная тяга победила  пропеллер.
 
Все картинки кликабельны!
Tags: dieselpunk
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments