lord_k ([info]lord_k) wrote,
@ 2007-10-07 21:14:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Current location:@home
Current mood: accomplished
Current music:British Sea Power - Pelican
Entry tags:architecture, dieselpunk, history

Башни Нью-Йорка - 5: Прощание с Готэм-сити
Окончание
1. Пейзаж перед битвой
2. Крайслер против Малыша
3. Рождение символа
4. Ровесники
Рассказ о нью-йоркских небоскребах межвоенной поры подходит к концу. Много интересных зданий осталось "за кадром", но я вовсе не собирался превращать этот пост в каталог. Моя задача гораздо скромнее: продемонстрировать те постройки, которые во многом определили современный облик города. Точнее, двух городов - реального Нью Йорка и фантастического мегаполиса, известного как Готэм. Впрочем, у него есть и другие имена.

В 1932 году закончилось строительство одно из самых элегантных небоскребов "Большого яблока" - City Services Building (ныне International Building), на Пайн-стрит, 70.

До начала 60-х это было самое высокое здание в деловой части города, спускающейся к Ист-Ривер - 290,5 метра, 67 этажей. Проектировали его две архитектурные конторы - "Клинтон и Рассел" и "Холтон и Джордж".  В неоготической башне размещалась компания, отвечавшая за снабжение города топливом.

Недалеко от City Services находился "Воздушный порт" - причал для гидросамолетов, а само здание было соединено пешеходным мостиком с офисом на Уолл-стрит, 60. Мостика давно нет, а башню занимает правление страховой компании AIG.  Смотровая площадка на самом верхнем этаже, некогда открытая для публики, превращена в кафетерий для корпоративного начальства.

Еще одно здание, строительство которого закончилось в 1932-м - северный корпус Metropolitan Life Insurance Building. Стоит оно по соседству с бывшим чемпионом высоты, нью-йоркской копией венецианской кампаниллы. И назвать его небоскребом можно лишь с очень большой натяжкой, хотя выглядит северный корпус весьма импозантно:

Всего 32 этажа... Но при взгляде на это здание возникает странное ощущение. Так бывает, когда видишь массивную плиту и отчетливо понимаешь, что на ней должна была стоять ( а может быть, и стояла) статуя. Дамы и господа! Перед вами - самый высокий небоскреб Нью-Йорка, павший жертвой Великой депрессии. 104 этажа. 410 метров. Если бы из-за очевидных финансовых трудностей проект Харви Корбетта и Эверетта Уэйда не был переработан, Empire State Building утратил бы свой королевский титул не в 1971-м году, а уже в 1933-м. Вот как должно было выглядеть это здание:

Следующий экспонат нашей сегодняшней выставки - самое высокое судебное здание в США. А возможно, и в мире - Федеральный суд США (не путать с Верховным судом), построенный в 1932-36 по проекту Касса Гилберта, автора Woolworth Building. Это последняя работа архитектора-неоклассициста, скончавшегося в 1934 году.

Чувствуется, что образ Галикарнасского мавзолея не давал покоя американским зодчим. 32-этажная башня увенчана островерхой четырехскатной крышей с маленькой декоративной "звонницей". Внизу - колонны коринфского ордера, на стенах греческий орнамент. Все чрезвычайно солидно.

Здание имеет сходство не только с классическими образцами и работами самого Гилберта, но и с офисом компании Standard Oil на углу Бродвея и Боулинг-грин. Как-то я забыл о нем, а ведь оно построено еще в 1922 году и постоянно попадает в кадр за счет своего удачного расположения и вполне приличной высоты - 142 м.

Очень необычная структура, словно развернутая в разные стороны на разных уровнях. Над проектами, помимо Каррера - классика неоклассицизма - работали архитектор Хастингс и контора "Шрив, Лэм и Блейк" - та самая, которая в 1930 году с новым партнером Хармоном начнет проектировать Empire State Building.

И, наконец, "город в городе" - Rockefeller Center. Его строительство продолжалось до 1947 года, но самое высокое здание, RCA Building, было построено в 1933-м.

Необычная форма здания была продиктована коммерческими соображениями - архитектор Рэймонд Худ взялся обеспечить домовладельцев и арендатором естественным освещением во всех без исключени офисах. И это у него получилось.

Высота - 259 метров. 70 этажей. Общая площадь - 195.000 кв. м.

О самом Рокфеллеровском центре следовало бы рассказать отдельно. В особенности - о его оформлении, где идеи Art Deco соединились с древнегреческими и древнеегипетскими мотивами.

А чего стоят все скандалы, связанные с оформлением! Например, со стенными росписями Диего Риверы, который изобразил в храме капитализма... Ленина. Или со статуей Атланта, которого художественные критики нашли чересчур похожим на Бенито Муссолини:

Сейчас здание RCA... простите, уже GE, - выглядит по-прежнему импозантно. Ему повезло: окруженное девятью постройками меньшей высоты и в том же архитектурном стиле, оно до сих пор выполняет свою первоначальную эстетическую функцию - быть краеугольным камнем стройного ансамбля посреди городского хаоса.

На мой взгляд, RCA Building стал последним шедевром архитектурного Art Deco. Более поздние здания в этом стиле имеют чрезвычайно унылый облик. И раздолье интернационального стиля в послевоенные годы никого не должно удивлять - когда один архитектор за другим проектируют безликие параллелепипеды, какая разница, как эти геометрические фигуры отделаны - стеклом или песчаником, хромированными решетками или высокохудожественными барельефами?

Тут по законам жанра требуется сказать что-нибудь философское или по крайней мере цитату привести. Но я, с вашего позволения, воздержусь. Надеюсь, что вам было не скучно.

А вместо цитат - список ссылок по теме:

Метрополис, штат Нью-Йорк
Любимый Готэм может спать спокойно

Архитектура Нью-Йорка 1896-1915 в сообществе [info]ru_steampunk (1, 2, 34, 5приквел)

Короткий и, на мой взгляд, весьма удачный обзор [info]cyber_db в сообществе [info]dieselpunk

[info]rudzin - о строителях небоскребов

И он же - о самых странных и абсурдных нью-йоркских башнях (1, 2, 3 - очень рекомендую!)




(Post a new comment)


[info]periskop
2007-10-07 08:48 pm UTC (link)
Если бы из-за очевидных финансовых трудностей проект Харви Корбетта и Эверетта Уэйда не был переработан, Empire State Building утратил бы свой королевский титул не в 1971-м году, а уже в 1933-м. Вот как должно было выглядеть это здание

О, Господи! Как хорошо, что его не построили! Это же почти фаллос, и над NY смеялся бы весь мир :)
Не-е-ет, вот ESB - это настоящий стиль.

(Reply to this)(Thread)

Согласен.
[info]lord_k
2007-10-07 08:52 pm UTC (link)
Я думаю, что навершие в любом случае переработали бы - как изменяли дизайн верхней части почти всех нью-йоркских небоскребов уже в процессе строительства. Но 410 м - серьезная заявка, согласитесь! :)

(Reply to this)(Parent)(Thread)

Re: Согласен.
[info]periskop
2007-10-07 08:55 pm UTC (link)
Я прежде всего вначале обращаю внимание на стиль, а к цифрам я достаточно спокоен, если дело не касается самолётов, кораблей, паровозов или дирижаблей :)

(Reply to this)(Parent)(Thread)

Re: Согласен.
[info]lord_k
2007-10-07 08:58 pm UTC (link)
А City Services, который вечно обходят вниманием, понравился?

(Reply to this)(Parent)(Thread)

Re: Согласен.
[info]periskop
2007-10-07 09:02 pm UTC (link)
Да! Стильный.

(Reply to this)(Parent)

Re: Согласен.
[info]periskop
2007-10-07 09:03 pm UTC (link)
Только тонкий. Такое ощущение - рукой его возьму, он и надломится :)

(Reply to this)(Parent)(Thread)

Re: Согласен.
[info]lord_k
2007-10-07 09:13 pm UTC (link)
А мне как раз его хрупкость очень нравится. Он, кстати, отлично смотрится со стороны города:

(Reply to this)(Parent)(Thread)

Re: Согласен.
[info]periskop
2007-10-07 09:14 pm UTC (link)
Не знаю, архитектурно он стильный.
Но меня вообще подавляют фотографии межнебоскребных темных пропастей, как эта, я бы там и месяца не выдержал.

(Reply to this)(Parent)(Thread)

Re: Согласен.
[info]lord_k
2007-10-07 09:18 pm UTC (link)
Я думаю, что не выдержал бы и недели. Мне на Першинг-сквер в Лос-Анджелесе было не по себе, а ведь это открытое пространство, окруженное не столь уж высокими зданиями.
Клаустрофобия. То ли дело - Лондон, Париж, Одесса, Белград!

(Reply to this)(Parent)(Thread)

Re: Согласен.
[info]periskop
2007-10-07 09:42 pm UTC (link)
Все города, кроме первого - видел. Но Питер лучше :)

(Reply to this)(Parent)(Thread)

Re: Согласен.
[info]lord_k
2007-10-07 09:48 pm UTC (link)
В Питере так давно не был, что боюсь упоминать.

(Reply to this)(Parent)

Небоскрёбы, небоскрёбы, а я маленький такой
[info]fat_yankey
2007-10-08 01:11 am UTC (link)
В этих ущельях никто не живёт, разве что в гостиницах. Для жизни там другие районы.

(Reply to this)(Parent)(Thread)

Re: Небоскрёбы, небоскрёбы, а я маленький такой
[info]periskop
2007-10-08 07:31 am UTC (link)
Я и сам это подозревал. Ибо никакая психика долго не выдержит.

(Reply to this)(Parent)


[info]malchikk
2007-10-07 10:11 pm UTC (link)
спасибо большое, было очень интересно

(Reply to this)(Thread)


[info]lord_k
2007-10-07 10:13 pm UTC (link)
Рад стараться!
Вскоре за вокзалы и аэропорты примусь :)

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]malchikk
2007-10-07 10:48 pm UTC (link)
с нетерпением жду :)

(Reply to this)(Parent)


[info]periskop
2007-10-08 07:32 am UTC (link)
А Гранд Сентрал в серии вокзалов будет? Еще вы Цинцинати обещали...

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]lord_k
2007-10-08 07:49 am UTC (link)
Обязательно. С Цинциннати я начну. Гранд-Сентрал - само собой. В Сан-Диего очень интересный вокзал, я там был семь лет назад. Да и сама железная дорога Санта-Фе заслуживает внимания.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]periskop
2007-10-08 07:49 am UTC (link)
Ждем-с :)

(Reply to this)(Parent)


[info]daddycat
2007-10-07 11:16 pm UTC (link)
А не постройка ли Харви Корбетта и Эверетта Уэйда в ее нынешнем виде, случайно, засветилась в первых Ghost Busters в качестве небоскреба-овеществленного заклинания вызова демонов?

(Reply to this)(Thread)


[info]lord_k
2007-10-07 11:20 pm UTC (link)
Кстати, вполне возможно. Давно не смотрел этот фильм, надо будет освежить в памяти.

(Reply to this)(Parent)


[info]fat_yankey
2007-10-08 12:20 am UTC (link)
Да, хороший очерк получился.

Однако в последнюю часть вкралась ошибка - за словами "В 1932 году закончилось строительство одно из самых элегантных небоскребов "Большого яблока" - City Services Building (ныне International Building), на Пайн-стрит, 70." идёт фотография на котрой и изображены GE Building, Waldorf-Astoria и St.Bart.

(Reply to this)(Thread)


[info]lord_k
2007-10-08 12:23 am UTC (link)
Спасибо, что сказали. Тупо скопировал снимок, стоявший рядом с правильным. И полетел дальше... Сейчас поправлю.

(Reply to this)(Parent)


[info]yozhik_
2007-10-08 05:53 am UTC (link)
Особое спасибо за Metropolitain Life. Его историю я не знал.

(Reply to this)(Thread)


[info]yozhik_
2007-10-08 12:15 pm UTC (link)
У меня вопрос. Кому в голову пришло приглашать Риберу? Для каких целей? Или по незнанию?

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]lord_k
2007-10-08 12:20 pm UTC (link)
Там сперва Матисса хотели пригласить. Потом раздали заказы совершенно другим людям. Риверу, если память мне не изменяет, пригласил лично Нельсон Рокфеллер, под впечатлением от его настенных росписей в других городах. Роспись "Человек на перекрестке" с изображением Ленина уничтожили по личному указанию того же Рокфеллера, контракт с художником был разорван.
В 1940 году по приказу мэра Нью-Йорка Фиорелло Ла Гардия была уничтожена другая роспись Риверы на одном из общественных зданий города. Если покопаюсь хорошенько - скажу, на каком именно.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]yozhik_
2007-10-08 05:54 pm UTC (link)
Спасибо! Открываю для себя совершенно незнакомые страницы истории города.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]lord_k
2007-10-08 05:59 pm UTC (link)
Эта история частично показана в фильме "Фрида" - о Фриде Кало, жене Риверы.
Проверяя свою память, выяснил, что мексиканца пригласил действительно сам Рокфеллер - не столько под впечатлением от..., сколько потому, что его, Рокфеллера, матушка очень любила творчество Риверы.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]yozhik_
2007-10-08 06:06 pm UTC (link)
Когда у меня появится время, я постараюсь почитать об этом. Спасибо за наводку.

(Reply to this)(Parent)


[info]rabid_worg
2007-10-09 12:05 pm UTC (link)
Спасибо!

(Reply to this)


[info]sedov_05
2008-07-29 07:01 pm UTC (link)
Блин, а я всегда думал, что МЛН разобрали.... Недостроив

(Reply to this)


Create an Account
Forgot your login?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…