lord_k ([info]lord_k) wrote,
@ 2007-11-19 16:28:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Current location:@home
Current mood: calm
Entry tags:architecture, dieselpunk, rail

Станция Утопия
31 марта 1933 года в Цинциннати, штат Огайо, открылся новый вокзал. Точнее, железнодорожный терминал, который был предназначен для обслуживания семи магистралей, проходивших через город: Нью-Йоркской центральной, Пеннсильванской, Балтиморской и Огайской, Чипсекской и Огайской, Норфолкской и Западной, Южной, Луисвиллской и Нэшвиллской. Раньше в городе было пять вокзалов, теперь их должен был заменить один - огромных размеров и невиданных форм.

Джордж Дент Крэббс, один из наиболее уважаемых граждан Цинциннатти, был душой и сердцем этого проекта. Архитекторы Альфред Т. Феллхаймер и Стюарт Вагнер пользовались всеамериканской известностью - чуть раньше они спроектировали железнодорожный терминал в Буффало. Огромные мозаики в главном зале заказали германскому художнику Винольду Райссу, который приехал в США изучать искусство индейцев.


Работа началась в августе 1929 года. Терминал обошелся в 41 миллион долларов, включая сумму, уплаченную за земельный участок. Общая протяженность путей, проходящих по территории терминала - 94 мили (150 км).

Самый характерный элемент этого грандиозного сооружения - купол диаметром 55 м. Высота этого купола, срезанного остекленным фасадом - 32,4 м.

В комплекс терминала входят 22 здания. Главная железнодорожная станция рассчитана на прием 216 поездов в день. Здесь могут одновременно находиться 17 тысяч пассажиров.

Предмет особой гордости жителей Цинциннати - мозаики Винольда Райсса, выполненные в духе индустриального реализма:

Высота двух главных панно - 6,7 м, ширина - 33,5 м. На их изготовление ушло два года.

Вот как выглядел главный зал перед открытием терминала:


А это - одно из административных помещений:

Экспресс George Washington в Цинциннати, 1940 год. В левой части кадра хорошо видно навес, ныне не существующий:

Терминал на рисунке Хью Феррисса:
Ниже уровня главного зала помещались три полукольцевых терминала - для автобусов, таксомоторов и трамваев. Последний так никогда и не был использован по назначению. Более того, вокзал за всю свою историю не достиг проектной пропускной способности, даже в 1940-е годы, когда через Цинциннатти шли воинские эшелоны. А после войны залы и перроны опустели:

В 1958 году отсюда ушел последний в США паровой пассажирский поезд. А в 1972-м компания Amtrak перевела обслуживание поездов на другую станцию, гораздо меньшего размера. Тогда же Южная железная дорога приобрела несколько миль путей и разработала проект переустройства терминала. В соответствии с этим проектом, главное здание должны были снести.

Надо отдать должное ревнителям старины из Огайо: уже в 1973-м они добились объявления терминала историческим объектом. Планы сноса главного здания были аннулированы, однако главный пассажирский перрон снесли в 1974 году. 14 малых панно Рейсса, украшавших перрон, были перенесены в международный аэропорт Цинциннатти. Вот фрагмент одно из этих панно:

Еще одна мозаика, с изображением карты мира, была уничтожена. Нынешняя администрация Южной железной дороги об этом крайне сожалеет, но что сделано, то сделано. Оставался вопрос: что делать с огромным зданием?

Были планы перевести сюда транспортное управление Огайо или организовать здесь школу изящных искусств, но все закончилось весьма банально - в 1980 году в главном здании терминала открылся торговый комплекс "Страна Оз". Он существовал всего четыре года. Однако у старого вокзала появилось новое призвание - с 1982-го здесь работает городской музей здравоохранения, науки и промышленности, а в 1986-м городские власти выпустили специальный заем, чтобы открыть еще один музей. Сегодня под сводами терминала работают четыре музея и библиотека. Но во второй половине 80-х вокзалу пришлось пережить новое унижение: у его главного входа несколько лет копошился блошиный рынок.

Да, у этого самого фонтана.

В 1991 году компания Amtrak вернулась на терминал. Теперь здесь трижды в неделю останаливается экспресс Cardinal.
И напоследок - еще три фотографии терминала:


Вот такая вокзальная романтика, если угодно. Следующий на очереди вокзал - нью-йоркский Grand Central

Почти все фотографии кликабельны!



(Post a new comment)


[info]yozhik_
2007-11-19 04:14 pm UTC (link)
не перестаю восторгаться Вашей активностью :)

Последние два снимка своими крыльями напомнили мне рельеф на здании YMCA в Иерусалиме:
http://www.jerusalemymca.org/ENG/Building/ArchDetailsCards/Tower/EastFaceB-R/EastFaceB-R03.html

(Reply to this) (Thread)


[info]lord_k
2007-11-19 04:15 pm UTC (link)
Да, есть что-то общее.
А насчет активности оставьте. У меня все для этого поста было готово месяц назад. Чего тормозил - сам не знаю.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]o_vladimir
2007-11-19 05:44 pm UTC (link)
эта дворец ктулху двадцатого!

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]lord_k
2007-11-19 06:16 pm UTC (link)
Действительно. Чем-то напоминает антарктические чертоги из "Долины ужаса". В Р'льехе, наверное, такая же архитектура :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]o_vladimir
2007-11-19 06:52 pm UTC (link)
эта точна!

(Reply to this) (Parent)


[info]cadmi
2007-11-19 05:53 pm UTC (link)
это национальное преступление - иметь в стране такие вокзалы и не ездить на поездах! :)

(Reply to this) (Thread)


[info]lord_k
2007-11-19 06:09 pm UTC (link)
Ездят, конечно, но со старыми временами не сравнить. Да и поезда полупустые. Я в США единственный раз ездил на поезде, из Сан-Диего в Лос-Анджелес. Удовольствие исключительное, и сама дорога очень красива. Но большинство тех, кто по каким-либо причинам не курсируют между этими городами на собственной машине, предпочитает автобус. Хотя автобусы ходят не по расписанию и могут надолго застрять в пробке.

(Reply to this) (Parent)


[info]periskop
2007-11-19 06:50 pm UTC (link)
Да... заброшенная грандиозность! А панно какие - дирижабли, летающие лодки... И барельефы с орлиными крыльями... впечатляет.

(Reply to this) (Thread)


[info]lord_k
2007-11-19 07:16 pm UTC (link)
Очень нравится мне этот вокзал. Великий памятник Art Deco.

(Reply to this) (Parent)


[info]rudzin
2007-11-19 07:15 pm UTC (link)
Вот так почитаешь Вас... чемодан-вокзал-и куда глаза глядят...

(Reply to this) (Thread)


[info]lord_k
2007-11-19 07:17 pm UTC (link)
Неужто? Я-то бывший железнодорожник, форму с молотками носил, есть кой-какие сантименты к рельсовому транспорту... А у Вас что?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]rudzin
2007-11-19 07:37 pm UTC (link)
На станции Серебряный Бор Окружной ж/д, если смотреть с моста на ул. Народного Ополчения в сторону Волоколамки, видно избушку сцепщиков прямо посреди рельсового поля. Я там класса до 6-го у деда своего протусовался. Он всю жизнь сцепщиком - с финской войны и до 1994 года.

Напишу когда-то пост про это, дед у меня замечательный был.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]lord_k
2007-11-19 07:47 pm UTC (link)
Буду ждать!

(Reply to this) (Parent)


[info]a_barhin
2007-11-19 07:32 pm UTC (link)
да он классный, спасибо!

(Reply to this) (Thread)

Для сравнения:
[info]lord_k
2007-11-19 10:06 pm UTC (link)

Киев, главный вокзал. Проект О. Вербицкого, утвержден в 1927 г.

(Reply to this) (Parent)


[info]zloy_gm
2007-11-19 07:44 pm UTC (link)
Первая фотка напомнида вокзал в Киеве.

(Reply to this) (Thread)


[info]lord_k
2007-11-19 07:47 pm UTC (link)
В проектировании которого принимал участие Виктор Платонович Некрасов. В "Записках зеваки" об американском влиянии не сказано ничего. Впрочем, такая конструкция для 30-х годов не уникальна.

(Reply to this) (Parent)


[info]pompeya
2007-11-19 07:53 pm UTC (link)
ещё не читал, но карточки отличные!

(Reply to this) (Thread)


[info]lord_k
2007-11-19 07:57 pm UTC (link)
А текста почти нет :)

(Reply to this) (Parent)


[info]tritopora
2007-11-19 09:27 pm UTC (link)
Круть невероятная, особенно мозаики. Вот ведь были же когда-то времена...

(Reply to this)


[info]coyote_gris
2007-11-20 06:56 am UTC (link)
американский "кап-реализм" "это пять!"

И здание колоссальное...
Только против авто и авиатранспорта не попрёшь - одним надо как удобнее, вторым как быстрее...

(Reply to this) (Thread)


[info]lord_k
2007-11-20 07:45 am UTC (link)
Германо-американский :)
Герр Райсс вполне мог бы оформлять станции московского метрополитена.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]coyote_gris
2007-11-20 08:00 am UTC (link)
в то время вполне возможно :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]lord_k
2007-11-20 08:03 am UTC (link)
Мог ведь не индейцами заинтересоваться, а русским Севером. И зависнуть в Москве или в Питере лет на пять, а то и на десять.
Райсс, кстати, потом работал в Нью-Йорке, выполнил несколько десятков мозаичных панно для отелей и ресторанов - в таком же духе.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]coyote_gris
2007-11-20 09:40 am UTC (link)
угу
главное чтоб не до 36-37ого года зависал, а то бы потом на практике изучил "народы севера" и тп... :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]lord_k
2007-11-20 09:57 am UTC (link)
Да, такое с любознательными чужестранцами случалось.

(Reply to this) (Parent)


[info]rabid_worg
2007-11-20 08:22 am UTC (link)
Сколько же сходства между нашими странами - мозаики меня просто поразили, никогда бы не подумал, что такое находится в штатах.

(Reply to this) (Thread)


[info]lord_k
2007-11-20 08:28 am UTC (link)
У американцев в 30-е годы была целая школа живописи (кляну себя за то, что ничего не записал по этой теме), продукция которой была как две капли воды похожа на картины А. Дейнеки :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]rabid_worg
2007-11-20 08:37 am UTC (link)
Видно что-то в воздухе этакое витало - новый этап жизни человека, кардинальный слом жизненного уклада...

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]lord_k
2007-11-20 08:47 am UTC (link)
Безусловно. A Brave New World!

(Reply to this) (Parent)


[info]ashar_kant
2007-11-21 04:00 pm UTC (link)
Шикарный жд комплекс и бурная история... очень странно, да и просто жаль, что не используется на полную катушку... Одно из административных помещений порадовало, это не нынешние офисы-коробки. А мозаики действительно сильно напоминают Московский метрополитен, особенно "автозаводскую"...

Спасибо, Ваши посты одни из лучших, что читаю в ЖЖ. ;)

(Reply to this)


[info]sedov_05
2008-07-30 10:04 am UTC (link)
А про Детройтский вокзал будет ?

(Reply to this) (Thread)


[info]lord_k
2008-07-30 10:08 am UTC (link)
Может быть, когда-нибудь. Я еще про Лос-Анджелесский не написал - а бывал там, между прочим.

(Reply to this) (Parent)


Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…