lord_k ([info]lord_k) wrote,
@ 2007-12-01 12:42:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Current location:@home
Current mood: accomplished
Entry tags:history, rivista

Конституционный фашизм
В массовом сознании вечным спутником понятия "фашизм" выступает другое понятие - "диктатура". Мало того, что итальянский фашизм постоянно путают с германским национал-социализмом. Но даже те, кто не путает, сплошь и рядом склонны полагать, что 29 октября 1922 года Италия из конституционной монархии превратилась в государство с диктаторским режимом. Между тем вплоть до 1926 года эта страна сохраняла все атрибуты демократического государства, а процесс создания корпоративного строя затянулся на долгие годы и завершился лишь в 1939-м.

Премьер-министр Бенито Муссолини и министр иностранных дел Дино Гранди*, 1929 год

А еще сплошь и рядом приходится слышать, что Муссолини пришел к власти в результате демократических выборов. Утверждение отнюдь не бесспорное.
Так что же было на самом деле?

Во-первых, демократические выборы в Италии - первые выборы, на которых фашисты были избраны в парламент, - состоялись не в 1922-м, а в 1921 году, 15 мая. То есть за полтора года до "фашистской революции". Большинство активистов партии Муссолини прошли в Палату депутатов по списку Национального блока, в который входило и немало беспартийных. Этот блок получил 19.1% голосов и 105 мандатов. Собственно от Фашистской партии были избраны еще два депутата (0,5% голосов). Итого - 19,6%, 107 мест в нижней палате парламента.
Крупнейшей фракцией в Палате были социалисты - 123 мандата (24,7% голосов), за ней следовала фракция католической Народной партии (108 мандатов, 20,4%). Таким образом, у фашистов была третья по численности фракция. Четвертое и пятое место по количеству мандатов принадлежали двум фракциям, возникшим после раскола Либеральной партии. Вместе у них было 111 мандатов (68 у либерал-демократов, 43 - у консервативных либералов).
Передача власти Муссолини в октябре 1922 года была результатом похода на Рим и ультиматума, предъявленного самим дуче королю и парламенту. Фашисты получили пять важнейших министерств, однако новый глава правительства должен был заручиться большинством в Палате депутатов и создал коалицию, в которую вошли Народная партия и часть либералов. Но и у этой коалиции не было абсолютного большинства (50% + 1 голос) и первое правительство во главе с дуче держалось за счет поддержки малых фракций - например, Партии фронтовиков (10 депутатов) - и отдельных законодателей.
Ни Муссолини - известный критик парламентской демократии, - ни радикальные элементы в его партии не желали долго мириться с подобным положением вещей. Однако положение, как известно, обязывает. Все формальные демократические нормы соблюдались. Тем временем депутат от Национального блока барон Джакомо Ачербо внес проект закона, который должен был покончить с политической нестабильностью в Италии.  Согласно этому закону, 66,6% депутатских мандатов получала партия, набравшая относительное большинство голосов - при условии, что за нее проголосовали не менее 25% избирателей. Закон был принят в 1923 году и впервые опробован в 1924-м.
Парламентским выборам, назначенным на 6 апреля 1924 года, предшествовало множество нарушений законности. Запугиванием избирателей и различными махинациями занимались не только фашисты, но и оппозиционные партии. Закон Ачербо, однако, оказался совершенно излишним - за Национальную фашистскую партию было подано 66,3% голосов, она получила в Палате депутатов 375 мест, почти в 10 раз больше, чем следующая по численности фракция Народной партии (39 мандатов). В парламенте нового созыва были представлены две социалистические партии (24 и 22 места соответственно), коммунисты (19 мандатов), либералы (15 мандатов), новая группировка "Конституционная оппозиция" (14 мандатов), а также социал-демократы, республиканцы, аграрии и этнические меньшинства (от 10 до 4 мест). Теперь в создании коалиции не было никакой нужды, однако и после выборов кабинет Муссолини был коалиционным. Напомню, что к этому времени дуче уже полтора года занимал пост премьер-министра, а также министра иностранных и внутренних дел.
Скандал вокруг убийства Джакомо Маттеотти** мог положить конец правлению фашистов. Мог при одном условии - если бы в дело вмешался королевский двор. Однако король Виктор Эммануил III, питавший глубочайшую неприязнь к Муссолини, социалистов не любил еще сильнее. Из трех опций - не вмешиваться, заменить конституционный кабинет военно-монархической диктатурой или постепенно передать власть оппозиции, - король выбрал первую.
Результаты (с 1924 по 1926 год):
  • парламент был лишен права на законодательную инициативу;
  • премьер-министр был объявлен ответственным только перед королем;
  • Муссолини получил право единолично издавать декреты, имеющие силу закона;
  • была введена цензура;
  • с 1926 года деятельность всех оппозиционных партий была официально запрещена.

Но на этом процесс трансформации демократии в диктатуру не закончился, а строительство корпоративного государства только начиналось.
  • В 1928 году Большой фашистский совет получил право назначать кандидатов в Палату депутатов.
  • В 1934 году завершилось формирование 22 корпораций***, во главе которых стоял Большой корпоративный совет.
  • В 1939 Палата депутатов была заменена Палатой фасций и корпораций

То, что д'Аннунцио в своем Карнарском регентстве провернул в считанные дни, у Муссолини заняло долгие годы.
-----------------------------------------------------
* О Гранди я еще напишу отдельно

** Кстати о Маттеотти. Если б этот видный деятель Объединенной социалистической партии и неформальный лидер оппозиционеров просто кричал о предвыборных махинациях и бесчинствах фашистской милиции, вряд ли возникла бы нужда в его физическом устранении. Дело обстояло куда серьезнее - Маттеотти располагал документами, указывающими на то, что Муссолини и его приближенные получили крупные взятки от американской компании Sinclair Oil. Документы свидетельствовали, что правительство предоставило американцам практически неограниченное право на разработку всех месторождений нефти в Италии и ее колониях

*** Общественных объединений по роду занятий, в которые входили как предприниматели, так и наемные работники




(Post a new comment)


[info]f_f
2007-12-01 12:04 pm UTC (link)
О Гранди напишите непременно - очень любопытная личность.
А что касается lege Acerbo, непонятно, почему Путин не воспользовался столь полезным опытом? Не надо было бы возгонять рейтинг ЕдРа к неземным высотам, не нужно было бы даже возглавлять их список - для абсолютного большинства в парламенте хватило бы и 35% голосов, которые единороги так и так собрали бы ;-)

(Reply to this)(Thread)


[info]lord_k
2007-12-01 12:09 pm UTC (link)
Да и lege truffo 1960 года вполне бы сгодился. Главное - просто!
Однако к Путину мои заметки, как легко догадаться, не имеют ни малейшего отношения.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]f_f
2007-12-01 12:10 pm UTC (link)
Натюрлих, натюрлих ;-)

(Reply to this)(Parent)


[info]gunter_spb
2007-12-01 12:20 pm UTC (link)
Да-да. Совсем недавно читал книгу К. Хибберта на эту тему - там очень хорошо описан процесс. В общем-то самая крупная ошибка БМ - выбрать не ту сторону в войне. А ведь Черчилль предлагал. И даже уважал Муссолини.

(Reply to this)(Thread)


[info]lord_k
2007-12-01 12:24 pm UTC (link)
Насчет "не той стороны" - полностью согласен. И ведь такого же мнения придерживались двое квадриумвиров (де Боно и Бальбо).

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]gunter_spb
2007-12-01 12:25 pm UTC (link)
А так бы досидел до 60-х, как и Салазар с Франко. Зуб Скорцени даю. :)

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]lord_k
2007-12-01 12:31 pm UTC (link)
Еще бы! Но уже году к 1935-му у него что-то случилось с восприятием действительности. Вроде бы приземленный человек, реалист и циник - а вот поди ж ты...

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]gunter_spb
2007-12-01 12:44 pm UTC (link)
Все-таки некоторые правы - была у Гитлера некая магия. Инвольтация если угодно.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]lord_k
2007-12-01 12:46 pm UTC (link)
У Муссолини помрачение началось еще до встречи с Гитлером - на фоне падающей популярности режима и отсутствия союзников, которые были готовы хоть что-то дать Италии. Ни Великобритания, ни СССР, ни тем более Франция удовлетворять итальянские амбиции не стали бы.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]gunter_spb
2007-12-01 12:51 pm UTC (link)
Бесспорно, это тоже фактор. Но фюрера списывать со счетов никак нельзя: у Иоахима Феста, вроде бы очень серьезного историка, размышления о "магнетизме" вполне присутствуют. И со всей серьезностью.

(Reply to this)(Parent)


[info]gur64
2007-12-01 02:15 pm UTC (link)
С интересом посмотрел бы, как Британия с Францией удовлетворили бы итальянские амбиции. Особенно в части "римского наследия":)
А СССР далеко оказался:)
ИМХО, бзик Бенито именно с этим наследием и связан. А остальное - логически из него вытекает. Не тянет Муссолини на очарованного, фюрера он всю дорогу не шибко любил.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]lord_k
2007-12-01 02:22 pm UTC (link)
Человек, который в 45-м своему конвоиру сказал: "Я дам тебе Империю!", явно воспринимал действительность неадекватно. С определенного момента. Думаю, момент этот настал в начале 1935 года.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]gur64
2007-12-01 09:55 pm UTC (link)
Полностью с Вами согласен.
Человек, всерьез вознамерившийся "Маре Нострум" из Средиземки устраивать, плохо бы кончил при любом раскладе, с фюрером или без фюрера.
А по датам - да, примерно с 35.
Вот чего он в Эфиопии полезного найти хотел??

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]lord_k
2007-12-01 10:02 pm UTC (link)
Муссолини говорил что за все жертвы, которые народ принес на алтарь Отечества (читай - за снижение реального уровня жизни) он подарит народу колонии. А где взять новые колонии? То, что война привела к международной изоляции Италии, ухудшила ее и без того не блестящие экономические показатели и бросила в объятия дяди Ади, в расчет как-то не принималось.
Впрочем, первая встреча Муссолини с Гитлером произошла раньше - во время Австрийского кризиса (1934). Тогда, если верить Коллиеру, дуче вел себя более чем адекватно.

(Reply to this)(Parent)


savage1410
2007-12-01 01:50 pm UTC (link)
А какие Вы можете посоветовать книги по истории итальянского фашизма? Что откуда берйтся и вобще что такое фашизм? А то с современной практикой использования этого слова немудрено и голову сломать.

(Reply to this)(Thread)


[info]lord_k
2007-12-01 02:20 pm UTC (link)
Я бы посоветовал "Крах итальянского фашизма" Филатова (1973), "Дуче!" Коллиера (есть на Милитере -
http://militera.lib.ru/bio/collier_r/, перевод кошмарный, лучше это на английском читать) и "Доктрину фашизма", полный текст которой в отличном переводе на русский находится простым вбиванием в поисковик.

(Reply to this)(Parent)


[info]totktovasvidit
2007-12-01 03:56 pm UTC (link)
...очень интересно и познавательно...
...продолжение будет?..

(Reply to this)(Thread)


[info]lord_k
2007-12-01 03:59 pm UTC (link)
Это всего лишь заметки по ходу дела. То, что произошло дальше, известно. Я еще буду писать об Италии, но не столько о ее общей истории, сколько об отдельных людях и изобретениях

(Reply to this)(Parent)


[info]ecoross1
2007-12-01 04:47 pm UTC (link)
Большое спасибо, очень интересно.

(Reply to this)


[info]loktev
2007-12-02 12:38 am UTC (link)
У вас потрясающе познавательный журнал! Нельзя ли узнать, кто вы и чем профессионально занимаетесь?

(Reply to this)(Thread)


[info]lord_k
2007-12-02 07:22 am UTC (link)
Я редактор. Этим последние 11 лет и занимаюсь. Но не профессионально, поскольку по образованию я фотограф

(Reply to this)(Parent)


[info]sedov_05
2008-07-29 06:28 pm UTC (link)
Еше была попытка остановить Дуче в 1926 - Авентинский блок. И есть еще момент который сильно отличает Дуче от Гитлера - в 1921-22 в Италии фактически шла гражданская война, а Гитлер шел к власти максимально законными средствами. Кстати - перед законом о запрете партий был еще закон о том, что ландтаги формируются на основании результатов федеральных выборов - этим Гитлер сразу уничтожил региональную оппозицию (В Баварии у власти крепко стояла БНП, в Бадене - Центр, а Саксония и Гамбург были насквозь левыми).

(Reply to this)(Thread)


[info]lord_k
2008-07-29 06:32 pm UTC (link)
Да о различиях можно отдельную книгу написать. А об Авентинском блоке не одна книга написана.

(Reply to this)(Parent)


Create an Account
Forgot your login?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…