lord_k ([info]lord_k) wrote,
@ 2007-12-03 14:59:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Current location:@home
Current music:The Young Republic - Goodbye Town
Entry tags:architecture, history, poster, verse

Первый советский небоскреб
Классика советского плаката, недосягаемый идеал для рекламных деятелей наших времен - графика и монтаж Александра Родченко, текст Владимира Маяковского.
Здание, которое изображено на этом плакате, - не плод фантазии двух великих мастеров. Оно существует в действительности. До сих пор.

Вот что сообщает нам ресурс "Москва - столица России":

Дом № 2 (по Нижнему Кисловскому переулку - Л. К.) строгой, аскетичной архитектуры с башенкой на углу. Это так называемый дом Моссельпрома. На нем в 1920-е гг. красовалась яркая реклама: "Моссельпром", "Дрожжи", "Папиросы", "Конфекты" и зазывный стишок: "Нигде кроме, как в Моссельпроме". Эта организация, основанная в 1922 г. как объединение по переработке сельскохозяйственных продуктов, отстроила дом для своих контор и первое время помещалась здесь.
В 1912 г. ... купец Титов задумал на месте старых зданий, в которых находился трактир и при нем извозчичья стоянка, построить семиэтажный доходный дом. Строительство велось в крайней спешке, и к весне следующего года все семь этажей уже были возведены. Однако ранним утром 22 марта 1913 г. окрестные жители проснулись в шестом часу от страшного грохота - обрушилась стена дома по Калашному переулку. Переулок завалило грудой битого кирпича, бревнами, обломками железа на высоту двух этажей, в соседних домах вылетели стекла. К счастью, из-за раннего времени обошлось без жертв. При судебном разбирательстве выяснилось, что причинами катастрофы были спешка, нарушение строительных правил и плохое качество строительных материалов. Суд оштрафовал купца на... 100 рублей, а автора проекта архитектора Н. Д. Струкова приговорил к полуторамесячному аресту. Впоследствии из-за трудностей военного времени к 1917 г. удалось построить части здания, выходящие на М. Кисловский переулок (№ 3) и Калашный (№ 4), а на углу было выведено только пять этажей.

Плакат 1927 г.

В январе 1923 г. началась достройка дома по проекту инженера В. Д. Цветаева
. Конструкция угловой башенки принадлежит известному ученому-строителю, профессору А. Ф. Лолейту. К январю 1925 г. строительство "первого советского небоскреба", как его тогда называли, закончилось. Снаружи здание было украшено широкими синими полосами, а "внутри, - как писала газета "Вечерняя Москва" - дом выдержан в американизированном стиле: это дом, выстроенный для учреждения и приспособленный только для него: узкие коридоры с небольшими кабинетами по сторонам, залы, где собираются много посетителей и где надо избегнуть тесноты; строгость и простота в отделке". Однако вскоре он превратился в обычный жилой дом, о прошлом его владельце напоминают только эмблемы Моссельпрома - рабочий с рогом изобилия - сохранившиеся в отделке лестниц.

(заимствовано отсюда)

И, раз уж зашла речь о рекламе и Маяковском, позвольте напомнить некоторые стихотворения из его моссельпромовского цикла:

Трудящиеся!
Не страшны дороговизна и нэп -
    покупайте
        дешевый хлеб
            во всех
магазинах и киосках Моссельпрома
    в двух шагах от любого дома!

Долой кухарок!
    Кухарок нет.
Я в Моссельпроме заказываю обед.
Убедись сам -
    иди
        по этим
            адресам.

Я человек тихий и мирный -
не выношу жизни трактирной.
Как без прислуги поесть дома?
Закажи обед в магазинах Моссельпрома.

Никому не нужно
готовить ужина.
Всё, что надо,
приносим на дом.

Фунт сахару -
    копеек двадцать семь.
        Фунт за вечер съем.
Фунт конфет
    копеек около 40, -
        неделя проходит,
            съешь пока.

Раньше царевы конюшни были.
Теперь отдыхают рабочие автомобили.
(текст для обертки карамели "Красная Москва")

Довести до дележа б
нас - буржуи кучатся.
Да советский дирижабль
на границе пучится.
(текст для обертки карамели "Наша индустрия")

P. S. Было время, я мимо этого дома проезжал по два раза на дню. Но в Москве уже много лет не живу. Если что-то напутал или есть желание дополнить этот пост - не откажите в любезности, пишите.



(Post a new comment)


[info]zinik_alexander
2007-12-03 01:28 pm UTC (link)
"Конфекты".
Какая прелесть...

(Reply to this)(Thread)


[info]lord_k
2007-12-03 01:30 pm UTC (link)
Кстати, на плакате 1927 г. изображены многие культовые товары - папиросы "Ира", увековеченные тем же Маяковским, пиво "Двойное золотое", шоколад "Золотой ярлык" фабрики "Красный октябрь" (б. Эйнема)...

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]d0m0sed
2007-12-03 01:42 pm UTC (link)
А что в данном случае значит "гильзы"?

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]lord_k
2007-12-03 01:43 pm UTC (link)
Папиросы без табака, которые набивались дома при помощи специальной машинки. Продавались до конца 70-х годов

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]levgem
2007-12-03 02:28 pm UTC (link)
сейчас продаются, но для марихуаны и для ценителей хорошего табака.

(Reply to this)(Parent)


[info]zinik_alexander
2007-12-03 01:49 pm UTC (link)
"Золотой ярлыу" помню, да...

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]lord_k
2007-12-03 01:51 pm UTC (link)
Он почти до наших дней дожил. Мне больше "Серебряный" нравился. А теперь нет ни того, ни другого - 70%, 80%, на бельгийский, кстати, манер. И вкус у них новый, только совсем не бельгийский.

(Reply to this)(Parent)


[info]glorfindeil
2007-12-09 02:42 am UTC (link)
Такое тогда правописание было.

Собственно на самом деле так тогда назывались не конфетыы в современном понимании вообще, а фруктовые драже и цукаты или джем в твёрдой сахарной глазури.

Нормальное заимстсование от английского confect, которое в свою очередь от французского сonfit. Именно в таком виде — コンフェクト — "конфэкуто" — я впервые встретил сие слово в одной японской статье, посвящённой истории появления в стране иностранных товаров в эпоху Мэйдзи. ;-)))

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]zinik_alexander
2007-12-09 08:02 am UTC (link)
Спасибо за подробное объяснение.
Я знал о таком правописании - просто отметил его очаровательную архаичность :-)

(Reply to this)(Parent)


[info]dkluger
2007-12-03 01:30 pm UTC (link)
Слово "пучится" на обертке конфеты - это да-а...
Ну-ка, я тоже поробую.
"Товарищ! Купи конфету!
И в жадности не корёжся:
Едва проглотишь конфету эту -
От радости обосрешься".
Кому бы продать рекламный стишок?

(Reply to this)(Thread)

Славно!
[info]lord_k
2007-12-03 01:31 pm UTC (link)
Но лучше всего это спародировал мой покойный друг Мишель:
Радосто ткнувши в лоб перстом
Покупаю в палатке "Яву-100"!

(Reply to this)(Parent)(Thread)

Re: Славно!
[info]dkluger
2007-12-03 01:32 pm UTC (link)
Покупаю в палатке "Яву" за сто.

(Reply to this)(Parent)(Thread)

Re: Славно!
[info]lord_k
2007-12-03 01:35 pm UTC (link)
Не-а. Имелась в виду длинная "Ява" в черной с золотом пачке, она так и называлась "Ява-100". Между нами говоря, дрянь еще та.

(Reply to this)(Parent)(Thread)

Re: Славно!-ява-100
[info]o_vladimir
2007-12-03 02:27 pm UTC (link)
-"соусированная и ароматизированная"!!!-перед девками выпендриваццоо!
кстати на этой площади, за рестораном "Прага,"-в родоме им.Грауэрмана я родилсо!
да, а этот (выпал из головы),напротив Елисеевского во дворе, через арку,где жил
Булгаков...офциально ,помоему он первый московский небоскрёб? или тот московский, а это
советский? Во : дом Нерензее..правильно вспомнил?

(Reply to this)(Parent)(Thread)

Re: Славно!-ява-100
[info]lord_k
2007-12-03 02:29 pm UTC (link)
Нирензее часто называли "первым московским небоскребом". И этажей в нем как минимум на один больше. Ну а Моссельпром - первый достроенный в советское время. Кстати, он ненамного выше Конногвардейского общества (Военторга), которое снесли.

(Reply to this)(Parent)

Попробовала написать рекламу лесенкой. :))
[info]ivonn
2007-12-03 04:34 pm UTC (link)
Пей Кока-Колу
.капиталистам назло -
Пусть разорятся
.на транспортных
.расходах!
Пей! Сколько влезет!
.Покуда не пронесло!
А буржям оставим
.одну
.минеральную
.воду.

(Reply to this)(Parent)(Thread)

Re: Попробовала написать рекламу лесенкой. :))
[info]dkluger
2007-12-03 04:37 pm UTC (link)
А буржуям оставим
одну
нефильтрованную
воду!

(Reply to this)(Parent)(Thread)

:))
[info]ivonn
2007-12-03 04:43 pm UTC (link)
Вообще-то я думала об интересах заказчика рекламного стихотворения. Его интересует, чтобы пролетариат пил Кока-Колу и не претендовал на буржуйскую минеральную воду. Значит автору необходимо добиться того, чтоб минералка ассоциировалась с чем-то неприятным потенциальным потребителям. Поэтому реклама и предлагает поить классовых врагов именно минеральной водой. :)

(Reply to this)(Parent)(Thread)

Re: :))
[info]lord_k
2007-12-03 04:46 pm UTC (link)
Однако!

(Reply to this)(Parent)

Re: Попробовала написать рекламу лесенкой. :))
[info]lord_k
2007-12-03 04:41 pm UTC (link)
Жестоко. Но верно.

(Reply to this)(Parent)


[info]rabid_worg
2007-12-03 01:38 pm UTC (link)
Ходили неподтвердившиеся слухи о его "реставрации" а-ля военторг, но вроде как все это заглохло.

(Reply to this)


[info]babs71
2007-12-03 04:41 pm UTC (link)
Этим летом любовался им в Москве: http://babs71.livejournal.com/38164.html#cutid2

(Reply to this)(Thread)


[info]lord_k
2007-12-03 04:46 pm UTC (link)
Да, неплохо бы его еще и отремонтировать, небоскреб этот :)
А на Арбате 26 я в свое время работал. Не скажу, что с тех пор Арбат стал лучше. Памятники меня повергают в недоумение.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]babs71
2007-12-03 04:50 pm UTC (link)
Меня восхитило, что Пушкина поставили одновременно сразу в двух экземплярах. Москва - город большой, одного не хватило. :-)))))))))))))))))))
И Окуджаву жалко, как его болезного скрючило. Небось, это очередное злодеяние Кровавой Гебни. :-)))))))))

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]lord_k
2007-12-03 04:52 pm UTC (link)
Да-да, я прочитал подписи. Окуджава кошмарный. Как, впрочем, и принцесса Турандот. Правильно писали мои друзья в далеком 1982 году: "Нечасто у нас можно встретить памятник китайцу..." А китаянке - и того реже. Но лучше бы не встречать.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]babs71
2007-12-03 04:55 pm UTC (link)
А за что вы так китайцев не любите? ИМХО, Турандот в этой компании самая приличная. :-)

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]lord_k
2007-12-03 05:26 pm UTC (link)
Я к китайцам нормально отношусь, а памятники дурацкие не люблю

(Reply to this)(Parent)


[info]periskop
2007-12-03 08:51 pm UTC (link)
Надо будет посетить этот дом, пока цел. Интересная история!

(Reply to this)


[info]lt_pilot
2008-04-08 06:53 pm UTC (link)
а где теперь живёте ? я мимо него каждый день на работу и обратно..

(Reply to this)(Thread)


[info]lord_k
2008-04-08 08:15 pm UTC (link)
Есть такой город - Рамат-Ган. Известный алмазной биржей и уголовными разборками.

(Reply to this)(Parent)


Create an Account
Forgot your login?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…