lord_k (lord_k) wrote,
lord_k
lord_k

  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Кто такие зазу и как с ними боролись

Скорее всего, я бы никогда не узнал об этом течении, не попадись мне в руки замечательная книжка Street Style. Дело было девять лет назад, и книжку мне выдали не просто так, а с целью адаптации некоторых глав для одного легкомысленного издания. Зазу была посвящена 1 (прописью - одна) страница.
К сожалению, снять копию с книжки я не догадался, а адаптированный текст у меня не сохранился. Вряд ли сегодня я напишу лучше, чем тогда - но все же напишу, где наша не пропадала!

Антиобщественные элементы

Если в нацистской Германии были свои стиляги - Swing Kids, о которых прекрасно рассказала уважаемая zina_korzina- то в петэновской Франции их просто не могло не быть. Удивителен не сам факт существования зазу, а скорее то, что их набралось так мало.

Борьба вишистского официоза с этим молодежным движением как раз неудивительна - "нация, сплотившаяся вокруг маршала Петэна в своей печали", искала утешения в традиционных ценностях.
Итак, кто такие зазу? Это молодые французы (точнее, парижане), выходцы из небогатых семей, увлекавшиеся джазом и современными танцами... И все? Нет, не все. Еще они любили одежду свободного покроя, отдавая предпочтение тканям в полоску и клетку. Юноши носили длинные волосы, которые спереди зачесывали в высокий кок, державшийся за счет обильного умащивания бриолином. Девушки красили губы вызывающе яркой помадой, не снимали темные очки даже вечером и облачались в пиджаки с широченными, подбитыми ватой плечами. Хорошим тоном среди зазу считались замшевые полуботинки, белые или ярко-оранжевые носки (у юношей) и чулки "в сеточку" в сочетании с туфлями на деревянной или пробковой подошве (у барышень). Все эти наряды либо добывались на черном рынке, либо перешивались профессиональными портными и разного рода умельцами из родительских вещей. Зазу-пролетарии воровали ткань на фабриках.
Странным стилем одежды отличия зазу от остальной молодежи не ограничивались. Парижские стиляги собирались в вегетарианских кафе, где поглощали морковный салат, запивая его фруктовыми соками. Иногда заказывали пиво, но пили его не просто так, а с гренадином.


"Мы из свинга"

Главной силой, объединявшей зазу, был свинг - музыка, которая пришла из "разлагающейся Америки" и обосновалась на Монмартре. Перед войной в Париже было немало джазовых клубов, десятки американских музыкантов успели попытать счастья во Франции, поэтому не следует думать, будто обращение к заокеанской культуре было неформальным протестом против гитлеровской оккупации. Другое дело, что в предвоенные годы молодые поклонники свинга прекрасно обходились без дресс-кода.
Само название "зазу" происходит от строчки (точнее, распева) из песни Кэба Кэллоуэя - того самого, кто на склоне лет появился в фильме Blues Brothers с хитом Minnie the Moocher. Вот он, на снимке справа. Когда фильм вышел на экраны, хиту было без малого полсотни лет, да и в 1940-м он был уже далеко не нов, но Кэллоуэй оставался звездой, и объятый войной мир продолжал распевать - Zah Zu Zah...
В 1939 году французский шансонье Джонни Хесс впервые исполнитл песенку Je Suis Swing ("Я - это свинг"), в которой прозвучл немного иной распев: Za zou, za zou, za zou, za zou ze. Можно считать эту песенку гимном зазу или доброй насмешкой над стилягами - каждый понимает по-своему, но обратите внимание на дату. Будь то гимн или сатира, выдано авансом. Сперва появилась песенка, потом - движение.
Фасон пиджаков и брюк зазу был подражанием (вольным и довольно убогим) роскошным костюмам Кэллоуэя. Те же костюмы породили субкультуру zoot suits, доставившую массу неприятностей американским копам году в 1942-м.
Танцевали зазу в подвальных клубах Латинского Квартала. Там собиралась "пролетарская" часть движения. Та же компания регулярно устраивала велосипедные прогулки в Булонском лесу. Гуляли и пешком - по бульвару Сен-Мишель, который сокращенно именовали "Бульмиш" (сразу приходит на ум всем известный Твербул).
Другая компания - постарше и побуржуазней - облюбовала Елисейские поля. Днем, да и вечером, зазу можно было увидеть на террасе кафе "Пам-Пам". Политикой не баловалось ни одно из двух крыльев движения. "Елисейцы", как и "латиняне", были подчеркнуто аполитичны, хотя иногда позволяли себе едкие шуточки в адрес петэновских и оккупационных властей. Между прочим, с зазу тесно общался музыкант, литератор и фанат джаза Борис Виан - тот, который позже напишет "Пену дней".


Изгои

Шуточки не всегда были безобидными. Когда немцы предписали парижским евреям носить желтую звезду, нашлось энное количество отстряков-вольнодумцев, вышедших на улицы со звездами, в центре которых вместо Juif ("еврей") было вышито Bouddhiste, Goy или... Zazou. Или даже Victoire! Всех остряков взяли на карандаш.
Как любезно сообщают нам историки-анархисты, только во второй половине 1940 года во французских газетах было напечатано 78 статей и заметок, обличающих зазу. В 1941-м - всего девять, а в 1943-м - 38. Что говорит о жизнеспособности движения, которому жизнь портили всеми возможными способами.
Вот как одна из вишистских газет описывала поклонников свинга: "Патлы свисают до плеч, немытые волосы спереди зачесаны в хохол, тонкие усики а-ля Кларк Гейбл, походка развинченная, вихляющая..." Зазу называли тунеядцами, эгоистами и - что самое страшное! - иудо-голлистами.

Особую неприязнь к любителям джаза проявляли лидеры Французской народной молодежи - проправительственного движения. Под лозунгом "Скальпируем зазу!" они нападали на несчастных стиляг и стригли их. После такой стрижки оставалось только обрить голову наголо. Многих зазу изобличили в тунеядстве и отправили на общественные работы - убирать урожай. Кое-кто угодил и за решетку. Вполне естественно, что в 1944-м "антиобщественные элементы" охотно вступали в ряды Сопротивления, чтобы свести счеты со старыми обидчиками. О том, скольких обидчиков настигло вомездие зазу, история умалчивает. Известно, что вчерашние подпольщики и партизаны относились к стилягам с подозрением - мол, где же вы, дорогие товарищи, просидели всю войну?


Зазу сегодня

Хотя движение объединяло менее тысячи человек и распалось сразу после освобождения Парижа, само понятие zazou оказалось весьма живучим. Во Франции до сих пор выходят пластинки с музыкой зазу, под псевдонимом Great Zazou выступает современный подражатель Кэллоуэя, движение дало имя сотням мелких бизнесов (в том числе очень далеким от Франции) и тысячам домашних животных. Правда, я сомневаюсь в том, что хозяйка модного салона из Калифорнии или счастливая владелица кошки где-нибудь в Баварии имеет ясное представление о зазу.
А вот модельеры дома Kenzo, пару лет назад представившие публике The Zazou Collection, представление явно имели (см. снимок справа).
Но есть и зазу-реконструкторы. Не так давно я наткнулся на сайт одной веселой компании, которая регулярно устраивает вечеринки в стиле зазу, продает всяческие аксессуары для любителей этого стиля и вообще поддерживает славу французских стиляг на должном уровне. Фотографии оттуда не даю, поскольку они вопиюще плохого качества.
Вообще материалов о зазу крайне мало. Возможно, большего они и не заслуживают, но все-таки они были. Пытались построить свой мир, в котором джазу, танцам и моде уделялось куда большее значение, чем войне и политике. Невовремя они появились и не ко двору пришлись. Но разве все и всегда происходит вовремя?

P.S. Теперь подождем, пока кто-нибудь напишет историю Edelweisspiraten. А когда напишет - с интересом почитаем.

Tags: history
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments