lord_k ([info]lord_k) wrote,
@ 2008-07-31 11:54:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Current location:@home
Current mood: calm
Entry tags:history, money

Шотландские деньги

У какого-нибудь любителя альтернативно-исторических сценариев при взгляде на эту купюру должны загореться глаза.
Банк Шотландии!
Октябрь 1943 года!
Никаких намеков на британскую корону!
Ну конечно, операция Seeloewe проведена и завершилась успешно, Великобританию по примеру Чехословакии поделили на "протекторат Англии и Уэльса" и "независимое Шотландское государство" с центральным банком в Эдинбурге!
Только купюра - настоящая


4 июня 1941 года. Банк называется по-другому.


Еще одна дата - 14 января 1942-го - и еще один банк.


Вновь Коммерческий банк Шотландии. 2 января 1918 года. В чем дело? Может быть, Великобритания проиграла еще Первую мировую войну?


Причем очень быстро - глядите, Клайдсдейлский банк выпустил этот бумажный фунт уже в октябре 1915-го!


Тогда откуда взялась синяя ассигнация с надписью British Linen Bank и датой "31 октября 1928"?


И что это за Royal Bank, который в 1933 году эмитировал фунт с девизом британского королевского дома?

Никакой альтернативной истории. Повторяю, это настоящие деньги - правда, уже вышедшие из обращения, - а не мистификация. Одна из особенностей англо-шотландской унии заключается в том, что на территории Англии и Уэльса бумажные деньги выпускает в обращение Банк Англии, центральный и единственный эмиссионный институт, а в Шотландии это право предоставлено сразу нескольким частным банкам. Причем выпущенные ими купюры свободно обращаются на территории всего Соединенного Королевства. Аналогичный порядок установлен для Северной Ирландии, а также островных владений короны (к примеру, Гернси и Джерси, которые не входят в состав Великобритании).


Формально шотландские фунты - это чеки на предъявителя, что хорошо отражено в дизайне 20-фунтовой купюры Королевского банка (1952). Сам банк, несмотря на громкое и в высшей степени официальное название, государственным не является.


И Национальный банк Шотландии, который еще в 1889 году выпускал весьма живописные купюры, - нисколько не государственный.


Кстати, и в 1920-е годы дензнаки этого банка имели крайне привлекательный вид.


И Каледонская банковская компания не отставала - вот какие фунты печатала она в 1891 году.


Время шло. Менялись названия эмиссионных банков и рисунки на купюрах, но ни разу не случалось так, чтобы лишь один-единственный шотландский банк занимался эмиссией денег.


Если интересно, можно продолжить.



(37 comments) - (Post a new comment)


[info]mulentich
2008-07-31 09:44 am UTC (link)
Конечно продолжить!

(Reply to this)


[info]alwin
2008-07-31 09:45 am UTC (link)
Еще как интересно!

(Reply to this)


[info]szhaman
2008-07-31 09:46 am UTC (link)
Очень интересно!
Но какая странная система - интересно, сами англичане во всех этих деньгах от частных банков не путались?

(Reply to this) (Thread)


[info]lord_k
2008-07-31 09:47 am UTC (link)
Нисколько. Кроме того, как раз к англичанам такие деньги попадали редко, да и в Шотландии, при всем разнообразии, они не составляют большинства денежной массы.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]severr
2008-07-31 10:00 am UTC (link)
составляют на сегодня основной процент денежной массы в Шотландии

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]lord_k
2008-07-31 10:02 am UTC (link)
Статистика есть? Потому что те, кто ездит в Глазго и Эдинбург, говорят, что шотландские фунты им попадаются значительно реже английских.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]vladimir000
2008-07-31 10:09 am UTC (link)
В Северной Ирландии практически на равных ходят евро, фунты английские и североирландские. То есть, приинимаются к опалате в магазинах и т.п. Но у нас граница открытая абсолюдно.

(Reply to this) (Parent)


[info]severr
2008-07-31 10:20 am UTC (link)
виноват, возможно погорячился, в крупных городах Глазго и Эдинбурге не был, во всех остальных местах где проезжал видел в подавляющем большинстве шотландские деньги...

(Reply to this) (Parent)


[info]a_v_k_73
2008-07-31 10:47 am UTC (link)
Сколько раз был в Шотландии, столько раз банкомат выдавал мне именно шотландские фунты. Причем вопросов никаких не задавал :(

На самом деле, ситуация такая: в Шотландии без проблем эти фунты берут в оплату, а вот в Англию их лучше с собой не возить, ибо могут запросто заартачиться. Еще хуще с североирландскими — их в Лондоне не возьмут почти гарантированно. Местное население об этих особенностях хорошо осведомлено, а вот туристы, бывает, попадают...

(Reply to this) (Parent)


[info]vladimir000
2008-07-31 10:05 am UTC (link)
Насколько я помню, готландские деньги принимаются толкьо в Шотландии, североирландские - только в ней, и лишь английские - всюду. То есть, приехав из Глазго надо менять деньги в крупном английском банке (ну или искать кого-то, кто их готов принять к оплате)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]lord_k
2008-07-31 10:11 am UTC (link)
Моей знакомой в первый ее приезд в Лондон дали сдачу с полусотенной - несколько купюр, в том числе шотландскую пятерку. Она это обнаружила только в гостинице, долго недоумевала, постеснялась спросить у портье, но в итоге пошла в Boots и уплатила эту пятерку за какую-то ерунду. Там у нее шотландские деньги приняли без разговоров.
Потом (женщины переменчивы) она жалела и соедянном и говорила, что надо было эту пятерку оставить на память - о Шотландии, куда она в тот раз так и не доехала :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]vladimir000
2008-07-31 10:13 am UTC (link)
Думаю, ее в первый раз как иностранку по мелкому надули, а во второй - как иностранку же пожалели:) Обменный курс 1 к 1, ничего не выгадаешь/потеряешь. Думаю, во втором магазинчике у кого-нибудь дядя работает в Готландии, так что делается доброе дело забесплатно:)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]vladimir000
2008-07-31 10:14 am UTC (link)
Прошу прощения, без наклеек пишу всепую, вечно Ш и Г путаются:(

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]lord_k
2008-07-31 10:19 am UTC (link)
Да, они рядом (буквы)

(Reply to this) (Parent)


[info]lord_k
2008-07-31 10:15 am UTC (link)
Boots - очень крупная сеть. Так что если в выручке того или иного филиала попались шотландские, североирландские, гернсийские, джерсейские или мэнские деньги - для фирмы это не проблема.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]vladimir000
2008-07-31 10:17 am UTC (link)
Тоже вариант, корпоративная политика могла быть.

(Reply to this) (Parent)


[info]severr
2008-07-31 09:59 am UTC (link)
тож саме 2004 г.
http://severr.livejournal.com/373327.html

в Уэльсе тоже свою гривну печатают, остальных не видел

(Reply to this) (Thread)


[info]lord_k
2008-07-31 10:13 am UTC (link)
Насколько я знаю, перестали печатать аккурат сто лет назад. Был еще проект возрождения валлийского фунта, лет десять назад, только ничего из этого не вышло.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]severr
2008-07-31 10:21 am UTC (link)
посмотрю, но не уверен, что сохранил, потратил на что нибудь...

на фунтовых монетах у них, кстати, гербы всех Британских Республик

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]lord_k
2008-07-31 10:22 am UTC (link)
Республик, как же :)

(Reply to this) (Parent)


[info]tranceriver
2008-07-31 10:00 am UTC (link)
я сначала подумал про альтернативную реальность,потом прочитал дальше.продолжайте итересно.

(Reply to this)


[info]trini_ti
2008-07-31 10:01 am UTC (link)
еще, еще, еще!

(Reply to this)


[info]el_gerund
2008-07-31 10:02 am UTC (link)
продолжайте, конечно же

(Reply to this)


[info]mehanik_kb
2008-07-31 10:03 am UTC (link)
В мемориз!

(Reply to this)


[info]trubkokur
2008-07-31 10:03 am UTC (link)
Здорово!

(Reply to this)


[info]0xoxo
2008-07-31 10:04 am UTC (link)
Спасибо! Весьма познавательно!

(Reply to this)


[info]isatys
2008-07-31 10:18 am UTC (link)
Да, очень интересно. Спасибо!

(Reply to this)


[info]mshef
2008-07-31 10:19 am UTC (link)
http://www.angelfire.com/ok2/allswell/notes.html
Здесь еще картинки банкнот Джерси, Гернси, о-ва Мэн, Гибралтара.

И добавлю чуть не в тему, но может вам пригодится для следующих постов: http://www.guernsey.net/~sgibbs/numismatics/tokens.html

Здесь есть нумизматическое наследство той самой операции Seeloewe

(Reply to this) (Thread)


[info]lord_k
2008-07-31 10:20 am UTC (link)
Спасибо!

(Reply to this) (Parent)


[info]mustela_p_f
2008-07-31 10:20 am UTC (link)
Очень интересно. Хотелось бы продолжения.

(Reply to this) (Thread)


[info]lord_k
2008-07-31 10:20 am UTC (link)
Будет.

(Reply to this) (Parent)


[info]valery_medved
2008-07-31 10:48 am UTC (link)
жаль, что тактильных мониторов нет
так вдруг захотелось пощупать эти купюры :)

(Reply to this)


[info]dkluger
2008-07-31 11:19 am UTC (link)
Продолжим!:)
А Готландия вместо Шотландии - вот это уже как раз альтернативная история. Именно по сценарию "Морского льва"!:)
Хотя Готландом немцы тогда назвали Крым.

(Reply to this)


[info]coyote_gris
2008-07-31 11:27 am UTC (link)
очень интересно!
теперь понятно почему столько разговоров об их отделении...

(Reply to this)


[info]borianm
2008-07-31 02:19 pm UTC (link)
Круто, не ожидал.... привык вот к таким деньгам http://content.foto.mail.ru/mail/boris.mikhailov/Bishkek-Issykkul/i-2133.jpg :).

(Reply to this) (Thread)


[info]lord_k
2008-07-31 03:15 pm UTC (link)
Помню я эти деньги. Воспользоваться ими, правда, не удалось.

(Reply to this) (Parent)


[info]nagunak
2009-01-13 02:44 pm UTC (link)
Шотландия - единственный субъект Объединенного Королевства, до сих пор выпускающий 1-фунтовую банкноту, мне недавно коллега привезла оттуда по моей просьбе.

(Reply to this)


(37 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…