lord_k ([info]lord_k) wrote,
@ 2008-08-20 09:48:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Current location:@home
Current mood: cheerful
Current music:Scorpions - Rock You Like a Hurricane
Entry tags:history, money

Мелочь и еще мельче

Oranges and lemons,
Say the bells of St. Clement's,
You owe me five farthings,
Say the bells of St. Martin's.
English Nursery Rhyme

Довольно воспевать серебро, золото и астрономические номиналы!
Сегодня я хочу рассказать вам о маленькой медной монетке, которая в последний раз поступила в обращение более пятидесяти лет тому назад.

Монетка эта называется фартинг - от англосаксонского feorthling, что означает "четверть"*. Четверть чего? Пенса, конечно. А пенс - одна двенадцатая шиллинга. Шиллинг же - двадцатая часть фунта стерлингов. Соответственно, фартинг - 1/960 фунта. Видите, как все просто?
Правда, некоторые считают, что все это отнюдь не просто. И от души жалеют бедных британцев - как же они аж до 1971 года управлялись с такими сложными деньгами? При этом сами не находят ничего странного или сложного в том, что в сутках - 24 часа, час делится на 60 минут, а минута - на 60 секунд. К тому же на циферблате механических часов (или на электронной эмуляции такого циферблата) всего 12 делений, а не 24. Но мы же как-то управляемся со временем, не правда ли?
Те же, кто давно постиг все премудрости традиционных английских номиналов, иногда удивляются, почему фунт стерлингов (Pound) обозначается как £, то есть стилизованной буквой L, а пенни - буквой d. Дело в том, что для этих обозначений используются латинские наименования денежных единиц. Фунт на латыни - Libra, а пенни - denarius. Буква s, обозначавшая шиллинг, скрывает латинское слово solidus.
Система, которая у многих ассоциируется исключительно с Соединенным Королевством, была придумана не в Англии и не в Древнем Риме, хотя первоначальные названия монет соответствуют римским деньгам, а при дворе Карла Великого. Она использовалась - полностью или частично, зачастую наряду с другими системами - во Франции и Испании, Италии и Германии, Польше и Литве. Французские ливр, су и денье - родные братья фунта, шиллинга и пенса. Равно как и итальянские лира, сольдо и денаро. Германские пфенниги, литовские пенязи, польские шеляги - все они родом из империи Шарлеманя.
А теперь - о фартинге, который до 1827 года был самой мелкой британской монетой.
Первое упоминание о нем мы находим в хронике Эдуарда I (1272-1307). Однака чеканка серебряных "четвертушек" началась еще раньше - в кладах были обнаружены монеты этого номинала, относящиеся к правлению Герниха III (1216-1272). Много ли можно было купить на фартинг в XIII  веке? Не так уж мало - целую курицу или фунт говядины.
Фартинги чеканились из серебра вплоть до царствования Эдуарда VI (1547-1553). Затем номинал надолго исчез из обращения - до тех пор пока король Иаков I не пожаловал Джону Харрингтону право чеканить для  Короны мелкую медную монету. Так появился медный фартинг, который вначале был покрыт тонким слоем олова. Такая маскировка требовалась для того, чтобы придать медяку хотя бы отдаленное сходство с серебряной монетой - англичане (подобно своим русским современникам и в отличие от древних римлян) отказывались считать медные деньги "настоящими".
После смерти Харрингтона дело было отдано на откуп герцогу Ленноксу. Чеканку продолжила вдова Леннокса, затем откупщиком стал другой знатный дворянин, герцог Малтраверс. Карл I успел передать откуп еще нескольким предприимчивым аристократам. К слову, технология производства фартингов не имела ничего общего с чеканкой, это был прокат - медные пластинки пропускали между двумя цилиндрами с нанесенными на них штемпелями. Такие монеты было очень легко подделать, и народ к ним особого доверия не испытывал. В период революции фартинги вновь пропали из обращения и вернулись только в 1672 году - как полноценная монета, отчеканенная по всем правилам минцмейстерского искусства. Причем медные заготовки для них импортировали из Швеции. Номинал не указывался, а на реверсе появилось изображение Британии - владычицы морей, хорошо знакомое многим из нас по куда более поздним монетам Соединенного Королевства.

Фартинг Карла II, 1675

С 1684 года началась чеканка оловянных фартингов. Она продолжилась и после Славной Революции, когда на английском троне воцарились Вильгельм Оранский и его супруга Мария.


Оловянный фартинг Вильгельма и Марии, 1690 (в центре монеты - медное "вкрапление", придуманное для предотвращения подделок)

Впрочем, с 1694 года фартинг снова стал медным. При королеве Анне эти монеты практически не чеканились (известна только одна эмиссия, 1714 года), но с восшествием на престол Георга I из династии Вельфов номинал возродили - и с тех пор чеканка медных фартингов не прекращалась на протяжении 239 лет, с 1717-го по 1956 год.

Фартинг Георга I, 1719


Фартинг Георга II, 1736


При Георге III решили облагородить внешний вид медных монет. Стали использоваться более совершенные машины и качественные штемпели с тонкой проработкой деталей. Пример - пробный фартинг 1799 года (было несколько вариантов с этой датой).


А при Георге IV медная монета приобрела тот самый общеизвестный вид, который не менялся до конца 1930-х годов. Только указание номинала по-прежнему отсутствовало.


Фартинг Вильгельма IV, последнего короля из династии Вельфов, 1831. Здесь к владычице морей добавилась растительная композиция - английская роза, шотландский чертополох, ирландский клевер. Зато куда-то пропала лавровая ветвь.


Фартинг королевы Виктории, 1891. Одна из многочисленных разновидностей монеты. Растения исчезли, зато прибавились номинал, а также маяк и парусник. В 1860 году вместо меди стали использовать для чеканки бронзу, а диаметр фартинга уменьшился с 22 до 20 мм.


Фартинг Эдуарда VII, 1904 - без маяка и парусника.


Фартинг Георга V показан в самом начале этого поста. Монеты с портретом Эдуарда VIII выпустить в обращение не успели, хотя очеканили пробы. Эти пробы, слегка переработанные, стали образцом для монет Георга VI, сильно отличавшихся от предшествующих выпусков.


Птичка на фартинге сохранилась и при Елизавете II:

Однако в ее царствование фартинг чеканили всего четыре года - с 1953-го по 1956-й. Фунт стерлингов изрядно потерял в цене, а 1/960 фунта утратила какую-либо покупательную способность. Для справки - хотя физически фартинг был больше американского цента, по курсу 1950-х годов его стоимость равнялась примерно 1/4 самой мелкой монеты США.
Жизнь "четвертушке" продлили регулируемые цены, действовавшие после войны: буханка хлеба стоила столько-то пенсов с половиной, соответственно при покупке полбуханки цена заканчивалась на четверть пенни. То есть на один фартинг. Но стоило "отпустить" цены, и монета с птичкой стала лишней. 1 января 1961 года фартинг согласно постановлению Казначейства перестал быть законным платежным средством.
Впрочем, в 1970 году, перед прощанием со "стопой Карла Великого", четверть пенса отчеканили вновь. Но только для памятных наборов - в обращение монета не пошла.
* * *
На этом рассказ не заканчивается. Фартинг оказался мал, да удал: у него были фракции! То есть монеты еще меньшего достоинства. Понадобились они для денежного обращения в колониях.

Полфартинга чеканились для Цейлона с 1828 года. На монете не было ни малейшего намека на ее колониальную сущность. И с 1842 года ее выпустили в обращение и в Великобритании, несмотря на то, что никакой нужды в 1/1920 фунта метрополия не испытывала. Кстати, в 1839 году начали наконец-то указывать номинал:

Но и это не самая мелкая британская монета. Правда, две другие никогда не обращались в метрополии. Первая - это 1/3 фартинга, предназначенная для Мальты. Там до Наполеоновских войн рыцари-иоанниты чеканили мелкую монету под названием грано, стоимость которой равнялась аккурат 1/12 пенса (смею полагать, что жизнь на острове была очень дешевой, раз потребность в такой монете сохранялась долгие годы). На смену рыцарской мелочи пришла мелочь с портретом британского монарха:

Чеканка этой монеты, равной 1/2880 фунта стерлингов, продолжалась с 1827 по 1913 год. Но и она - не самая мелкая.

Абсолютная чемпионка по мелочной части - 1/4 фартинга
, чеканившаяся для Цейлона в 1839-1853 году. Кстати, по весу она ненамного превосходила советскую копейку образца 1961 года:

Это - 1/3840 фунта стерлингов, дамы и господа! Мельче нет, извините.
--------------------------------------------------------
* Образованных и остроумных людей, которые уже собрались писать мне, на что еще похоже слово "фартинг", придется огорчить: я в курсе.



(Post a new comment)


[info]fatih_irevanli
2008-08-20 06:58 am UTC (link)
Это по нём звонили колокола Сен-Мартина?

(Reply to this) (Thread)


[info]lord_k
2008-08-20 07:00 am UTC (link)
Сент-Мартин напоминал Сент-Клеменсу про должок в пять фартингов (см. эпиграф)

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]fatih_irevanli, 2008-08-20 07:02 am UTC
(no subject) - [info]fatih_irevanli, 2008-08-20 07:02 am UTC

[info]alex_kraine
2008-08-20 07:08 am UTC (link)
Какая прелессь!
Кстати, не только ля четверти пенни была своя монета и название. Она также была и для четверти фунта - для пяти шиллингов. Называлась крона. О ней, кстати, далеко не все знают. И я тоже немного. Вот бы было замечательно, милорд, если в каком-то из будущих постов вы бы освятили этот вопрос!
=1/3840 фунта стерлингов, дамы и господа!= А это просто отвал башки! Я всегда думал: фартинг - ну куда уже меньше? Оказывается, было куда.

(Reply to this) (Thread)


[info]lord_k
2008-08-20 07:29 am UTC (link)
Я со временем напишу и о кроне, и о полкроне. А также о гроте, флорине и двойном флорине. То есть о номиналах, которые Шарлемань не предусмотрел.

(Reply to this) (Parent)


[info]makogon_6
2008-08-20 07:34 am UTC (link)
Была и полукрона.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]lord_k, 2008-08-20 07:37 am UTC
(no subject) - [info]sedov_05, 2008-08-20 08:31 am UTC
(no subject) - [info]lord_k, 2008-08-20 09:27 am UTC

[info]mshef
2008-08-20 07:13 am UTC (link)
Да, я люблю эти монетки, они очень простые по дизайну, но красиво смотрятся.

(Reply to this)


[info]t_igor
2008-08-20 07:16 am UTC (link)
был покрыт тонким слоем жести
Наверное всё-таки олова? (tin)

(Reply to this) (Thread)


[info]lord_k
2008-08-20 07:30 am UTC (link)
Тьфу ты. Конечно. Поправим.

(Reply to this) (Parent)


[info]igrowing
2008-08-20 07:17 am UTC (link)
Познавательно, спасибо.

Я тоже знаю на что похоже слово "фартинг"! Far thing - далекая вещь. Да?
Или я не сильно испорчен еще? ;)

Шучу.

(Reply to this)


[info]kovarny_kukuruz
2008-08-20 07:30 am UTC (link)
Информативно. За стишок - отдельное спасибо.

(Reply to this) (Thread)


[info]lord_k
2008-08-20 07:32 am UTC (link)
Стишок, кстати, фигурирует у Оруэлла в "1984"

(Reply to this) (Parent)


[info]mustela_p_f
2008-08-20 07:33 am UTC (link)
Георг пятый похож на Николая Второго, или мне так кажется?

(Reply to this) (Thread)


[info]lord_k
2008-08-20 07:34 am UTC (link)
Да, очень похож. Они братья - двоюродные.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]alex_brab, 2008-08-20 07:38 am UTC
(no subject) - [info]mustela_p_f, 2008-08-20 07:55 am UTC
(no subject) - [info]sedov_05, 2008-08-20 08:31 am UTC
(no subject) - [info]mustela_p_f, 2008-08-20 09:15 am UTC
(no subject) - [info]lord_k, 2008-08-20 09:32 am UTC
(no subject) - [info]mustela_p_f, 2008-08-20 09:43 am UTC

[info]szhaman
2008-08-20 07:34 am UTC (link)
Получил удовольствие читая! :)

П.С А в монетной системе Британии конца ХIХ века - я так и не могу разобраться. :(

(Reply to this) (Thread)

Это же элементарно, Уотсон! (с)
[info]lord_k
2008-08-20 09:31 am UTC (link)
1 гинея = 1.05 фунта стерлингов = 21 шиллинг = 252 пенса
1 фунт стерлингов (соверен) = 4 кроны = 10 флоринов = 20 шиллингов = 240 пенсов = 960 фартингов
1 крона = 1/4 ф. ст. = 5 шиллингов = 60 пенсов
1 флорин = 1/10 ф. ст. = 2 шиллинга = 24 пенса
1 шиллинг = 1/20 ф. ст. = 12 пенсов
1 пенс = 1/12 шиллинга = 1/240 ф. ст.
1 фартинг = 1/4 пенса = 1/960 ф. ст.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: Это же элементарно, Уотсон! (с) - [info]szhaman, 2008-08-20 09:49 am UTC
Re: Это же элементарно, Уотсон! (с) - [info]lord_k, 2008-08-20 10:10 am UTC

[info]zalizyaka
2008-08-20 07:39 am UTC (link)
Оччень понравилось. Спасибо.
Кстати. В "Незнайке на Луне" Носова фертинг - валюта лунатиков.
И еще по дробным монетам.
1) Очень дробный номинал: 1.95583. В честь того, что Болгария вступила в Европейский Союз, она в 2007 году выпустила интересную монетку номиналом в 1,95583 лева. На момент выпуска это равнялось ровно €1.
2) В России при Николае II была выпущена монета с дробным номиналом 37 руб. 50 коп. (в то время это было ровно 100 франков).

(Reply to this) (Thread)


[info]apashenko
2008-08-20 08:08 am UTC (link)
В 2007, говорите?
http://www.molotok.ru/item410802336_bolgariya_1_95583_leva_2005_vstuplenie_v_es_pozol.html

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]zalizyaka, 2008-08-20 11:11 am UTC

[info]dedushkin1
2008-08-20 07:40 am UTC (link)
Очень интересная информация. Спасибо!

(Reply to this)


[info]antoin
2008-08-20 07:48 am UTC (link)
у них проблема в том что для всяких дробных монет есть свои названия плюс куча жаргонных названий... мозг свернуть можно

(Reply to this) (Thread)


[info]lord_k
2008-08-20 09:31 am UTC (link)
Вот этим мы в ближайшее время и займемся.

(Reply to this) (Parent)


[info]valeryanna
2008-08-20 10:05 am UTC (link)
очень интересно, большое спасибо! Это, получается, Карл Великий так всем "подкузьмил" с делением на 12? ;)
Насчет часов - а ведь пытались французы во время ВФР ввести десятичное время, но... не прижилось...

(Reply to this) (Thread)


[info]lord_k
2008-08-20 10:11 am UTC (link)
Об этом я собираюсь написать в связи с флорином, как ни странно.

(Reply to this) (Parent)

(no subject) - [info]fat_yankey, 2008-08-20 12:16 pm UTC

[info]gunter_spb
2008-08-20 10:16 am UTC (link)
Милорд, я всегда говорил, что ты темпоральный монстр и порождение коллайдера. :) А вот за справку в каментах по системе британских денег гинея-соверен-крона и тд мерси, попользую в Фафнире. :)

(Reply to this) (Thread)


[info]lord_k
2008-08-20 10:19 am UTC (link)
Запомни еще народные названия фунта (квид) и шиллинга (боб). Но не злоупотребляй ими.

(Reply to this) (Parent)


[info]2004ru
2008-08-20 10:18 am UTC (link)
Спасибо...люблю нумизматические рассказы, а это редко бывает.

(Reply to this)


[info]trident78
2008-08-20 02:40 pm UTC (link)
Денежная единица "фунт" - от меры веса?

(Reply to this) (Thread)


[info]lord_k
2008-08-20 02:50 pm UTC (link)
Конечно. Это мера веса, по которой отливалась серебряная гривна. А уже из гривны делали заготовки для монет. Ср. русская гривна весом 204 г - 100 копеечных монет-"чешуек".
Но фунт - это еще и счетная единица. Собственно, все крупные номиналы "стопы Карла Великого" поначалу не имели монетного выражения и служили для счета.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]trident78, 2008-08-20 03:00 pm UTC

[info]sad_rascko
2008-08-20 06:14 pm UTC (link)
Написано замечательно, вообще всю серию про дензнаки читаю с огромным интересом. А за эпиграф - отдельные аплодисменты.

(Reply to this)


[info]lunarrainbow
2008-08-20 11:33 pm UTC (link)
О, в моей коллекции есть фартинг Георга V :-)
Очень красивая монета.

(Reply to this)


[info]pulman
2008-08-21 09:52 am UTC (link)
Старая добрая Англия :)) Спасибо, очень интересно :)) Всегда любил фунты, очкень рад, что они пока держаться и не заменены на безличные евро.

Несколько придирчивых уточнений:
соверен - это не совсем тоже самое, что фунт, она была приравнена к фунту только в начале 19 века, если не ошибаюсь, а так - все время плавала. Название ей надо от суверена - изображения на монете короля на троне. Да, первоначально соверен равнялся фунту, но буквально фунту серебряных денег :) Как денежный номинал фунт появился только в 1694, когда только сто созданный Банк Англии отпечатал первые бумажные фунты. Приравнен к фунту он был в 1816 г. после введения золотого стандарта и отмены гинеи. Гинею на протяжении всего 18 века так же пытались привязать к фунту, но курс постоянно плавал.

(Reply to this) (Thread)


[info]lord_k
2008-08-21 09:57 am UTC (link)
Монета в один соверен = 20 шиллингов появилась довольно давно, в 1498 году. Поскольку цена золота менялась, то функцию монетизированного фунта выполняли в разное время разные монеты, в частности лорел, юнайт и гинея (да, и она поначалу равнялась 20 шиллингам).
В качестве счетной единицы (и весовой - по весу слитка, из которого чеканились эстерлинги-денарии) либра существовала и в раннее Средневековье.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]pulman, 2008-08-22 08:52 am UTC
Полуофтопик
[info]t_igor
2008-08-26 09:48 am UTC (link)
Просмотрел по тэгу «money» и не нашёл, т.е. наверное здесь пока не было чехословацких денег по рисункам Альфонса Мухи (времён Масарика).
А ведь какая благодатная тема: кто на них изображён (простор для конспиролога и параллели в сегодняшний день), глубины масонской символики и вообще они красивые.

Это я вчера посмотрел докфильм об А. Мухе, узнал много нового. Масштаб «Словянской эпопеи» просто потрясает.

(Reply to this) (Thread)

Re: Полуофтопик
[info]lord_k
2008-08-26 01:10 pm UTC (link)
О Мухе в прошлом году интересно написал кто-то из моих уважаемых камрадов - не помню, кто именно.

А деньги имеются в виду вот эти?

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: Полуофтопик - [info]t_igor, 2008-08-26 02:51 pm UTC
Re: Полуофтопик - [info]lord_k, 2008-08-26 02:52 pm UTC
Re: Полуофтопик - [info]t_igor, 2008-08-26 03:02 pm UTC
Re: Полуофтопик - [info]lord_k, 2008-08-26 03:07 pm UTC
Re: Полуофтопик - [info]t_igor, 2008-08-26 03:29 pm UTC
Re: Полуофтопик - [info]t_igor, 2008-08-26 03:44 pm UTC

[info]o_vladimir
2008-08-31 09:42 am UTC (link)
анпяратор та на нашего-то смахиват!

(Reply to this)


Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…