lord_k (lord_k) wrote,
lord_k
lord_k

  • Location:
  • Mood:

Два поколения

Как и обещал, продолжаю рассказ о дальномерных фотоаппаратах Nikon.
На сей раз - только о двух моделях.

В 1951 году на смену Nikon M пришел Nikon S. От предшественника он отличался только наличием дополнительного синхроконтакта для вспышки в "башмаке" на верхней панели (если верить официальной истории - первый такой контакт в мире). В стандартную комплектацию входил объектив Nikkor 1,4/50, не только самый светосильный в своем классе, но и дававший исключительно качественное изображение при любом значении диафрагмы. Диапазон выдержек остался неизменным - от 1 до 1/500 с, устанавливались они, как и прежде, двумя соосными регуляторами.
Этот аппарат выпускался до конца 1955 года и сегодня считается самым доступным для коллекционеров - в силу своего большого тиража (36.746 экземпляров) и относительно низкой цены.



В прошлый раз я написал, что у модели S был стандартный формат кадра - 24 х 36. Простите за это заблуждение. В действительности формат кадра у Nikon S и M был одинаково нестандартный - 24 х 34. Однако расстояние между кадрами было значительно больше обычного, чтобы на пленке умещалось только 36 снимков. Странно, правда?

Любой странности можно найти объяснение. Послевоенный японский формат 24 х 32, так и не прижившийся, был вполне разумным - пропорции снимка соответствовали популярным форматам фотобумаги, как европейским (9 х 12, 18 х 24), так и американским (10 х 12,5, 20 х 25)*. К тому же на одной пленке получалось 40 кадров вместо 36. Отказаться от этого формата японцев заставили особенности американского рынка, на который были нацелены усилия многих производителей фотоаппаратов (и Nippon Kogaku в первую очередь). Дело в том, что состоятельные покупатели высококлассных дальномерных камер снимали не только на негативную пленку, но и на диапозитивную. В основном на кодаковскую, в стоимость которой входила обработка. Понятие же "обработка" включало в себя нарезку пленки и вставку кадров в рамки. Так вот: автоматизированные кодаковские лаборатории безжалостно рубили пленку по восьмому отверстию перфорации. А владельцам камер с нестандартным форматом рекомендовалось делать на конверте с заказом особую пометку, получать пленку неразрезанной и вставлять ее в рамки дома. В противном случае большая часть их фотографических упражнений была бы загублена резаком.
Вот почему появился компромиссный формат 24 х 34 (кроме Nippon Kogaku, его продвигала как минимум еще одна известная японская фирма, о которой я расскажу отдельно).



Массивный, надежный, обшитый черный кожей Nikon S (серийные номера - с 6094001 по 6129600) продержался в производстве пять лет. Его "источник вдохновения" - Contax II - в начале 1950-х прошел умеренную модернизацию, слегка уменьшился в размерах и потерял в весе, и в таком виде выпускался до 1963 года**. Модернизировать собирались и модель S, но не торопились ("лучшее - враг хорошего"). Одно время серьезно обдумывали возможность отказаться от байонета и перейти к "леечной" резьбе М39. Даже изготовили два прототипа с резьбовым креплением объектива. Но, взвесив все "за" и "против", оставили байонет:

Усилия конструкторов сосредоточились на создании нового затвора и видоискателя, улучшении механики и повышении прочности конструкции. Когда прототип Nikon S2 был уже готов, компания Ernst Leitz потрясла фотографический мир, представив новую камеру М3. Это была не только первая Leica, у которой видоискатель был совмещен с дальномером. В видоискателе светились рамки для объективов с разным фокусным расстоянием, что позволяло обходиться без приставных видоискателей при использовании сменной оптики. Перемотка пленки и взвод затвора осуществлялись курком. Байонет выгодно отличался от цейссовского и существенно упрощал процесс смены объективов, что было очень важно для репортеров. И, хотя каждое из этих решений было в принципе не новым, премьера М3 произвела эффект разорвавшейся бомбы.


Пару раз я читал, что самые первые Nikon S2 не имели куркового взвода. Если это правда, то появление курка - прямой ответ М3. Как-никак, камеры Nikon тоже позиционировались как репортерские. Если же воздержаться от далеких сравнений и разных домыслов, то аппарат S2, представленный в декабре 1954-го, имел ряд важных преимуществ по сравнению с Nikon S (производство которого продолжалось до конца 1955-го).

О курковом взводе уже было сказано. На головке обратной перемотки появилась откидная рукоятка. Новый затвор имел диапазон выдержек от 1 до 1/1000 с, причем короткие и длинные выдержки, как и прежде, устанавливались двумя соосными регуляторами. Nikon немного уменьшился в размерах и сбавил вес на 20%.

Новый видоискатель имел кратность 1 : 1, был значительно светлее старого и оснащался графической рамкой для более точного кадрирования. Правда, рассчитана эта рамка была только на 50-мм объектив и не давала поправку на параллакс. Любителям широкоугольной и длиннофокусной оптики по-прежнему предлагалось пользоваться приставными видоискателями - универсальным:

или "целевым":


Вопрос: чего не хватает на этой фотографии?

В неприкосновенности сохранился цейссовский привод объектива, а объективы со стандартным фокусным расстоянием (3,5/50, 2/50, 1,4/50) по традиции не имели фокусировочного кольца - они наводились на резкость приводом.
У Nikon S, ставшего самым тиражным дальномерным аппаратом Nippon Kogaku (56.715 экземпляров c 1954 по 1958 год), есть несколько разновидностей. Во-первых, "официальный черный" вариант, поставлявшийся по предъявлению репортерской аккредитации:

Во-вторых, в 1957 году "органы управления" аппарата получили черные шкалы:

Для сравнения - ранняя и поздние версии:

Кроме того, была разработана версия S2, рассчитанная на применение моторного привода.
Но и привод, и иные усовершенствования нашли применение на следующей модели - Nikon SP. О ней и ее производных - в следующий раз. А пока еще раз поглядим на аппарат, чуть-чуть отставший от времени, но обладающий неповторимым мрачным очарованием:


-----------------------
* Лирическое отступление. В конце 80-х к нам на фотоучасток из-за какой-то неразберихи с поставщиком вместо французской листовой пленки Kodachrome завезли британскую. Формата 4х5", то есть 10 х 12,5 см. А у фотографов все кассеты (для Linhof) - исключительно 9 х 12, других нет и не предвидится. Какие слова по этому поводу звучали - вспомнить страшно. Уже был изготовлен и заточен специальный резак для приведения "дюймовочки" к стандартным габаритам, но в результате совершенно фантастического обмена удалось избавиться от британской пленки и получить французскую. С которой и работали дальше.
** Кто бы подумал в середине 1950-х, что Contax со временем станет брендом японской группы Kyocera и бесславно исчезнет в 2005 году, а Carl Zeiss будет рассчитывать оптику для Sony! Постойте, Sony - это же, как их, транзисторы... При чем тут вообще фотография?
Tags: camera
Subscribe

  • Жизнь примечательных людей

    В молодости промышлял конокрадством. Затем служил на таможне. В 1919 году создал националистическое тайное общество. ... В 1922 году организовал…

  • Прекрасное

    ... он избежал типичной для монгольских мужчин участи стать ламой. Мао Цзэдун после одной из своих многозначительных пауз изрек, что Китай был бы…

  • И немного музыки

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments

  • Жизнь примечательных людей

    В молодости промышлял конокрадством. Затем служил на таможне. В 1919 году создал националистическое тайное общество. ... В 1922 году организовал…

  • Прекрасное

    ... он избежал типичной для монгольских мужчин участи стать ламой. Мао Цзэдун после одной из своих многозначительных пауз изрек, что Китай был бы…

  • И немного музыки