lord_k (lord_k) wrote,
lord_k
lord_k

Categories:
  • Location:
  • Mood:

Восемь тучных лет

Как давным-давно обещал, продолжаю историю дальномерных фотоаппаратов Canon.
Сегодня - о периоде с 1951 по 1959 год. Период оказался для фирмы весьма удачным - она завоевала прочные позиции на внутреннем и американском рынках и продемонстрировала завидную гибкость в формировании модельной линейки.

Более того, Canon снова стал поставщиком военного флота. Доказательство - аппарат модели P с маркировкой морских сил самообороны. Однако P (полностью - Populaire) появился только в 1959 году.


Честно говоря, я никак не мог взяться за эту часть обзора, потому что пугало разнообразие моделей: шутка ли, 25 аппаратов за восемь лет! Однако изучение технических характеристик развеяло мои опасения: основных моделей было не так уж много, а их модификации отличались друг от друга одной-двумя деталями. И, разумеется, буквенными индексами.
Итак, в апреле 1951 года, через два месяца после модели III, описанием которой заканчивалась предыдущая часть, была выпущена модель IV, надолго ставшая флагманом кэноновской линейки. Она производилась в пяти вариантах. Первый, собственно IV, отличался от Canon III наличием "рельсы" с синхронизатором для вспышки на торце корпуса. Это самая редкая разновидность (1400 экз.). За ней последовали 6900 IVF (c измененным дизайном головок затвора и перемотки) и IVS (идентичная модель с литой затворной рамой) и самая тиражная модификация IVSB, имевшая X-синхронизацию на головке длинных выдержек. Она стала самой тиражной из всех "четверок" - с декабря 1952 года по март 1955-го выпустили 34.975 таких камер.

Canon IVSB и Leica III

Различий много, но сходство по-прежнему велико


Canon IVSB с широкоугольником...


...и с телевиком.

Последняя, пятая модификация - IVSB2 - выпускалась с июля 1954 по июль 1956 года и была оснащена невращающейся головкой установки выдержек, а также усовершенствованным видоискателем. Видоискатель, напомню, был рассчитан на объективы с тремя фокусными расстояниями - 37, 50 и 80 мм. Это очень облегчало работу со сменной оптикой. Однако следует помнить, что видоискатель был не слишком ярким и не имел ни диоптрийной коррекции (важно для тех, кто носит очки!), ни поправки на параллакс. То есть для портретной съемки приходилось либо пускаться на всякие ухищрения, знакомые каждому "дальномерщику" со стажем, либо пользоваться приставным видоискателем с поправкой.
Параллельно с моделью IV выпускался усовершенствованный вариант Canon III - модификация IIIA. По сути это была та же "четверка", но без "рельсы" с синхронизатором на торце. Кроме того, до 1956 года Canon выпустил девять модификаций своей самой дешевой модели II. Некоторые из них продавались только в Японии, другие производились исключительно на экспорт. Отличались они друг друга диапазоном выдержек, количеством синхронизаторов, наличием / отсутствием увеличенного индекса рабочей выдержки. Как правило, все эти камеры были упрощенным вариантом Canon IV.

А теперь - необходимое отступление. В 1954 году фотографический мир пережил... нет, не революцию, но весьма серьезное потрясение. Компания Ernst Leitz, которая два с лишним десятилетия действовала по принципу "от добра добра не ищут" и занималась постепенным, довольно мелочным улучшением своих моделей 1932 года, представила совершенно новый дальномерный аппарат - М3:

У него был совмещенный с дальномером видоискатель - большой, необычайно светлый и яркий. В этом видоискателе автоматически высвечивались рамки для трех фокусных расстояний объектива. Вместо резьбового крепления появился простой и удобный байонет. Длинные и короткие выдержки устанавливались одной головкой, а не двумя. Завод затвора и перемотка пленки осуществлялись курком. Сегодня все это кажется само собой разумеющимся, однако 55 лет назад Leica M3 произвела сенсацию. И заставила серьезно задуматься всех производителей дальномерных камер.
Ответ из Токио последовал лишь в августе 1956 года - под названием Canon VT:

Этот аппарат был непохож ни на "четверку", ни на М3. Копировать германские новации не стали, а создали нечто новое и довольно курьезное. У VT (кстати, V - это номер серии, римская пятерка, а T - trigger, пусковой механизм) сохранилась присоединительная резьба и отдельная головка для установки длинных выдержек. Но компоновка аппарата изменилась: пленку стало заряжать значительно проще, поскольку появилась откидная задняя крышка корпуса (Leica до сих пор остается верна старой схеме - зарядке с днища), а вместо заводной головки установили пружинный рычаг на нижней панели:

Рычаг хорошо видно на снимке "в профиль" следующей модели - VI T

Новый механизм перемотки / завода затвора рекламировали как большое достижение. Впрочем, и сегодня некоторые уважаемые историки техники склонны считать VT новаторской камерой именно из-за рычага. Однако пользоваться им было не очень-то удобно: ведь моментальная перемотка нужна при репортажной съемке, когда одна рука фокусирует объектив, а указательный палец другой лежит на спусковой кнопке. В таких ситуациях куда полезней оказывается курок на верхней панели - одно движение большого пальца, и пленка перемотана! Видимо, поэтому в марте 1957 года Canon выпустил модель L2 - c "конвенциональным" курком:

За ней последовала L3 (упрощенный вариант без синхронизации для вспышки):

и L1 - топ-модель, продававшаяся в комплекте с супер-светосильным объективом 1,2/50. Таким же объективом комплектовался "рычажный" аппарат VT de Luxe, который отличался от стандартного VT несколькими полезными мелочами, например, откидным язычком-рукояткой на головке обратной перемотки (тоже, казалось бы, совершенно естественная деталь; но ее надо было изобрести и внедрить).


В марте 1958 года модели L сменил "курковый" VL с усовершенствованным видоискателем. Поле зрения для объективов с фокусным расстоянием 35, 50 и 135 мм симулировали три призмы с серебряным покрытием (у предыдущих моделей оно было золотистым), переключение осуществлялось зубчатым колесом справа от визира. VL2, выпущенный одновременно с VL, имел ограниченный диапазон выдержек - до 1/500 с. Видоискатель у всех V-моделей был с компенсацией параллакса.
К сожалению, я так и не выяснил, когда именно аппараты Canon получили новый затвор. Поэтому скажу осторожно: во второй половине 1950-х годов шторки из прорезиненной ткани заменили стальными. Тонкие гибкие пластины из нержавеющей стали с черным покрытием имели важное преимущество перед матерчатыми - они не прогорали в том случае, если объектив был оставлен без крышки на солнечном свету. Кроме того, у них была повышенная температурная стойкость, что позволяло использовать аппарат в сильный мороз.
В сентябре 1958 года пятую серию сменила шестая - модели VI T и VI L:


От "пятерок" они отличались светящимися рамками (впервые!) в поле видоискателя и усовершенствованным механизмом переключения выдержек. Головка на передней панели исчезла - теперь все выдержки устанавливались одной невращающейся головкой.
Вне всякого сомнения, это были очень совершенные камеры. Но настоящая слава пришла не к ним, а к их упрощенной версии - модели P, с которой я и начал сегодняшний разговор:

Canon Populaire считается эталоном дизайна 1950-х - чистые линии, ничего лишнего. Камера, представленная в марте 1959 года, очень похожа на своих ближайших предшественниц. У нее нет поворотных призм в видоискателе, но сохранились светящиеся рамки для 50-мм и 100-мм объектива (полное поле зрения соответствует 35-мм фокусному расстоянию).

Сравнительно низкая цена сделала эту камеру по-настоящему популярной: за сравнительно короткий период было продано более 100 тысяч экземпляров Canon P. Если кто-то интересуется тем, какова же была эта низкая цена, отвечу: в самой дешевой комплектации с объективом 2,8/50 Populaire стоил 105 долларов - 771 доллар в нынешнем масштабе цен. А через два месяца после презентации элегантного дальномерного аппарата Canon выпустил на рынок Flex - свою первую зеркалку. По сути, новая эра уже началась. Для того, чтобы это понять, потребовалось еще несколько лет.

Окончание следует
Tags: camera
Subscribe

  • Давно не слышались

    В эфире Радио Гу-Гу, Радио Га-Га! На связи с нами - очень специальный корреспондент Орфеус, проникший в закрытый район, координаты которого мы, к…

  • Бесполезное достижение

    Наконец-то удосужился выяснить, что из себя представляла фабрика Ногина (см. "Смерть пионерки" Багрицкого). Поиск был недолгим, информации - более…

  • Бравурное

    Улыбнитесь, уптеводы! Ведь реальность - это, в сущности, пустяк!

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 50 comments

  • Давно не слышались

    В эфире Радио Гу-Гу, Радио Га-Га! На связи с нами - очень специальный корреспондент Орфеус, проникший в закрытый район, координаты которого мы, к…

  • Бесполезное достижение

    Наконец-то удосужился выяснить, что из себя представляла фабрика Ногина (см. "Смерть пионерки" Багрицкого). Поиск был недолгим, информации - более…

  • Бравурное

    Улыбнитесь, уптеводы! Ведь реальность - это, в сущности, пустяк!