lord_k (lord_k) wrote,
lord_k
lord_k

Categories:
  • Location:
  • Mood:

Песни японских лебедей

История японских классических дальномерных камер была недолгой. Когда-нибудь я подготовлю краткую справку о малых и средних фирмах, выпускавших лейкообразную продукцию - Nicca, Tanack, Leotax... Настоящих грандов было только два - Canon и Nikon.

Обе фирмы, как вам известно, выжили. Первая, начав с выпуска классических дальномерок, очень долго сохраняла верность этому жанру. Вторая освоила жанр позже и оставила его раньше, решив не хлопать дверью. А могла бы хлопнуть!


В прошлый раз я упоминал о разработке новой модели серии SP, прекращенной в 1959 году в связи с ошеломляющим успехом зеркального Nikon F. Направление было признано бесперспективным. А камеру готовили исключительную:

Nikon SPX, максимально унифицированный с моделью F, должен был иметь:
а) TTL-экспозамер;
б) видоискатель-трансфокатор.
Напомню, что первую серийную камеру с замером освещенности через объектив (Through The Lens - именно так расшифровывается аббревиатура TTL) выпустили только в 1963 году. Это был зеркальный Topcon Super D / RE Super (большое спасибо просвещенным комментаторам, которые не дают мне вводить публику в заблуждение, замалчивать и недодавать). А видоискатель-трансфокатор, проще говоря "зум", ни на одной классической дальномерке так и не появился - если не считать классикой Kodak Ektra образца 1941/1948 гг. За последние девять лет господин Кобаяси, владелец компании Cosina и бренда Voigtlaender, воплотил в жизнь множество идей, так и не реализованных в эпоху торжества зеркалок. Но до видоискателя-зума руки у него не дошли.
Индекс SP мог бы возродиться в 1990-е годы. Nikon, готовясь к внедрению формата APS, разработал несколько концепт-камер. В том числе SP 20, отдаленно напоминавшую своих классических предков:

Но в серию пошли совсем другие аппараты, о которых нынче и не вспоминают.

Распрощавшись с Nippon Kogaku, вернемся к Canon. В этой компании также подумывали оснастить дальномерную камеру системой TTL. В архивах Патентного бюро США сохранилась соответствующая заявка, датированная 1961 годом. Камера, изображенная на схеме, очень напоминает Canon VI. В том же году в серийное производство был запущен аппарат Canon 7 с селеновым экспонометром:

В свое время я чуть не купил такой аппарат, пылившийся на полке одного интересного магазинчика. С полностью исправной механикой и именно в такой комплектации - с "объективом мечты" 0,95/50. Цена показалась смешной - но, повертев товар в руках, я вернул его продавцу. "Семерка" оставляла странное впечатление громоздкости и легковесности (если снять тяжеленный объектив). А видоискатель был до такой степени пожелтевший и потемневший, что стало ясно: на приведение его в нормальное состояние придется потратить больше, чем на сам аппарат.
Для своего времени Canon 7 - выдающееся, хотя и не революционное достижение. В комплекте со штатным объективом 1,4 он стоил 47.500 иен - чуть меньше, чем модель P c такой же оптикой за два года до этого. "Объектив мечты", крепившийся на специальном внешнем байонете, увеличивал цену камеры вдвое - до 98 тысяч иен. В нынешнем масштабе цен это 1900 долларов. За свои деньги покупатель получал: уже упомянутый селеновый экспонометр с двумя режимами - для нормальной и низкой освещенности, видоискатель со светящимися рамками для фокусных расстояний объектива 35, 50, 85/100 и 135 мм (все рамки, равно как и переключатель, имели цифровую индикацию) и старую добрую присоединительную резьбу М39, позволявшую использовать ранее выпущенные объективы различных фирм.

При этом камера получилась довольно громоздкая. Чтобы снизить вес, конструкторы уменьшили толщину стенок корпуса и сделали хромовое покрытие значительно тоньше, чем у прежних моделей. По прочности "семерка" уступает предшественникам.
В общем, почему бы репортеру или состоятельному любителю не купить такую камеру? Вопрос риторический. Репортеры либо пользовались новыми моделями Ernst Leitz - M3 и M2, либо осваивали зеркальные камеры. Что же до любителя... Ему, конечно, нравилась возможность менять объективы, но сменную оптику он покупал далеко не всегда. Кроме того, ему было тесно в кадре, нарисованном стандартным объективом с фокусным расстоянием 52 мм. А широкоугольник запросто увеличивал стоимость аппарата вдвое, если не больше.
На такого вот любителя была рассчитана камера Canonet, представленная одновременно c Canon 7:

Жестковстроенный объектив 1,9/45, дальномер, центральный затвор, селеновый экспонометр на объективе, автоматический режим, выдержки от 1 до 1/500 с, курок и головка обратной перемотки на нижней панели. И все это, да еще в изящном кожаном футляре, за 20.500 иен, т. е. 57 долларов, на нынешние деньги - 410 долларов. Именно такие камеры, быстро совершенствовавшиеся, в 1960-е годы завоевали значительную часть любительского рынка. И резко снизили интерес к недорогим классическим дальномеркам вроде "Зоркого-4", который поставлялся на экспорт.
Надо сказать, что компания Nippon Kogaku вступила на любительский рынок по совершенно иному пути, выпустив годом раньше зеркальную камеру Nikkorex c жестковстроенным объективом 2,5/50:

Камера оказалась ненадежной, большого успеха не имела, и ее историю пусть расскажет кто-нибудь другой. А я вернусь к "семерке":

При своей отнюдь не астрономической цене и вполне приличных технических характеристиках эта камера не стала массовой. Общий тираж двух (или трех, смотря как считать) ее модификаций, выпускавшихся с 1961 по 1968 год, составил 20 тысяч. Из них 16 тысяч - модель 7, и 4 тысячи - усовершенствованная модель 7s (1965):

От обычной "семерки" Canon 7s отличался измененной компоновкой верхней панели (появился "башмак", от которого в первой версии отказались) и наличием фотоэлектрического экспонометра, сменившего селеновый.

Различия хорошо видны на этом снимке:

В центре кадра - два разных 7s - ранний (левее) и поздний (правее, с увеличенным диаметром головки обратной перемотки), который с легкой руки Питера Декерта стали называть Canon 7sZ. Неофициальное название прижилось. Последняя буква алфавита означает, что на этой модели серия закончилась.
Заканчивается и мой обзор. В дальнейшем я попробую рассказать о необычных и самых обыкновенных фотокамерах. Пока что - краткое содержание предыдущих серий:
Kwanon, Hansa Canon, Canon Standard & Junior
Nikon & Nikon M
Canon S, JII, SII, IIB/C, III
Nikon S & S2
Canon IV, V, VI, L & P
Nikon SP, S3, S4, S3M

Кстати, в нашей специализированной сети (EN) я завел еще более специализированную рубрику, рассчитанную пока на 20 выпусков. Если интересно, читайте по понедельникам.
Tags: camera
Subscribe

  • Давно не слышались

    В эфире Радио Гу-Гу, Радио Га-Га! На связи с нами - очень специальный корреспондент Орфеус, проникший в закрытый район, координаты которого мы, к…

  • Бесполезное достижение

    Наконец-то удосужился выяснить, что из себя представляла фабрика Ногина (см. "Смерть пионерки" Багрицкого). Поиск был недолгим, информации - более…

  • Пожалуй, это стоит записать

    Самым ярким моментом недавней поездки в город М. было посещение почтового отделения на ул. Усиевича. Туда меня направила Сеть вещания и оповещения…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 35 comments

  • Давно не слышались

    В эфире Радио Гу-Гу, Радио Га-Га! На связи с нами - очень специальный корреспондент Орфеус, проникший в закрытый район, координаты которого мы, к…

  • Бесполезное достижение

    Наконец-то удосужился выяснить, что из себя представляла фабрика Ногина (см. "Смерть пионерки" Багрицкого). Поиск был недолгим, информации - более…

  • Пожалуй, это стоит записать

    Самым ярким моментом недавней поездки в город М. было посещение почтового отделения на ул. Усиевича. Туда меня направила Сеть вещания и оповещения…