lord_k (lord_k) wrote,
lord_k
lord_k

Category:
  • Location:
  • Mood:

Веймарская галерея

"Веймарская республика" (то есть Германия в период с 1918 по 1933 год) в глазах многих - синоним упадка, хаоса и безнравственности. Никаких достижений, сплошная инфляция, проституция и деградация. То ли дело Третий рейх - порядок, энтузиазм, великие свершения... Между тем очень многие визуальные символы нацистского периода появились до прихода нацистов к власти.

Тут следует произнести бархатным дикторским голосом что-нибудь вроде: "Но была и другая Германия..." - и пуститься в пространные рассуждения. Но это не наш метод.
Если Третий рейх для кого-то - это гофрированная обшивка "Юнкерсов", карманные линкоры, могучие цеппелины, автобаны, аэродинамические спортвагены и хромированные фотоаппараты с лучшей в мире оптикой - значит, человек чего-то не знает или не хочет знать. Просвещать такого человека - занятие неблагодарное. Тем же, кто более внимателен, все и так известно. Тем не менее попробую кое-что расставить по местам.


Начну с карманных линкоров (по официальной классификации - броненосцев).

Решение о строительство головного корабля этого типа приняло правительство Вильгельма Маркса еще в 1925 году. Броненосец Deutschland (впоследствии переименованный в Lützow) был заложен 5 февраля 1929 года, спущен на воду в мае 1931-го, а в строй вступил уже при нацистах, 1 апреля 1933 года*. Два других корабля этой серии были заложены в 1931 и 1932 гг.

А подводные лодки типа VII, гроза Атлантики? Напомню о прямом предшественнике этих лодок (а также советских "Эсок") - субмарине E1, спроектированной в Германии и строившейся в Кадисе по испанскому заказу:

Начало постройки - 1930 год.

Говоря о гражданском судостроении, следует отметить двух обладателей Голубой ленты - Bremen и Europa Северогерманского Ллойда.
Один совершил первое плавание в 1929 году, второй - в 1930-м. Причем Europa (переданная после войны французам и переименованная в Liberté) прослужила до 1961 года. Так что пусть эта марка никого не вводит в заблуждение:

При постройке двух комфортабельных и технически совершенных судов как-то обошлись без национал-социалистической идеологии и ценных указаний фюрера.

Перейдем к авиации.
Можно, конечно, забыть о том, что фирма Хуго Юнкерса вскоре после окончания Великой войны начала производить один из самых удачных гражданских аэропланов своего времени - F.13. Или о том, что та же фирма в 1929 году построила гигантский пассажирский G 38.

Но ведь и Ju 52/3m, легендарная "тетушка Ю", совершила первый полет в марте 1932 года (а одномоторный вариант начал летать двумя годами раньше).

Не забудем и огромный 12-моторный "крылатый корабль" Do X Клаудиуса Дорнье:

Первый полет - 12 июля 1929 года.
Мне могут сказать, что это не слишком удачный самолет. Но, учитывая интенсивность плясок вокруг совсем уж неудачных нацистских авиапроектов, считаю уместным его упомянуть.

Теперь - о цеппелинах. Мало того, что LZ129 Hindenburg, изображенный на этой почтовой марке 1936 года, начали строить в 1931 году.

LZ127 Graf Zeppelin, который кое-кто тоже записывает в "символы режима", впервые поднялся в воздух в сентябре 1928 года. А в 1924-м германский дирижабль впервые пересек Атлантический океан:

Это был LZ126, переданный США в счет репараций.

Вернемся на землю. Что у нас с железнодорожным транспортом?
Знаменитый "Летучий гамбуржец" - один из символов "новой Германии" - совершил первый испытательный рейс в декабре 1932 года, показав максимальную скорость 165 км/ч:

По заказу Рейхсбана. Но не по приказу Гитлера.

Слово "автобан" появилось в конце 1920-х годов, когда по частной инициативе началось проектирование и строительство скоростной трассы Франкфурт - Базель (ныне HaFraBa, начало берет в Гамбурге, достроена уже после Второй мировой).

(Заметка из журнала "За рулем", 1928)

Теперь взглянем на эту схему, которую очень легко выдать за штудии к проекту "народного автомобиля" или за секретные разработки секретных нацистских ученых:

Только вычертил это еще в 1921 году Пауль Ярай - ученый, конструктор, участник создания первых послевоенных цеппелинов и консультант многих автомобильных фирм - от Maybach до Tatra.
Аэродинамикой в Веймарской республике занимались серьезно. И продувать модели автомобилей в аэродинамической трубе начали раньше, чем где бы то ни было.
Снимок сделан в Геттингене в 1923 году.

Кое-что о связи. 150-метровая радиобашня в Берлине вступила в строй 3 сентября 1926 года:

Именно этой башней воспользовались в середине 1930-х для экспериментальных (а затем регулярных) телевизионных трансляций.

О германской фототехнике я могу говорить часами. Сделаю усилие над собой и отмечу лишь, что в Веймарской республике появились три по-настоящему эпохальные камеры:

Leica (Ernst Leitz, 1923)
Резьбовое присоединение оптики - с 1930 года. Модели II и III со встроенным дальномером и (только у модели III) замедлителем выдержек начали выпускать в 1932-м.


Rolleiflex (Franke & Heidecke, 1928)


Contax (Zeiss Ikon, 1932)

Добавлю только, что Людвиг Бертеле разработал светосильный объектив Ernostar - прообраз цейссовской серии Sonnar - в начале 1920-х годов. А первая в мире компактная однообъективная зеркальная камера Exacta VP выпускалась на дрезденском заводе Ihagee c 1930 года.

А как же инфляция? Она была побеждена уже в конце 1923 года, когда в обращение поступила рентная марка (вскоре замененная рейхсмаркой):

Новая германская валюта была стабильной. Даже слишком стабильной. Ее курс постепенно поднимался, в то время как доллар, франк и фунт стерлингов обесценивались. Хорошо это или плохо - другой разговор.

Поскольку восторги перед "нацистской техникой" (которая сплошь и рядом оказывается веймарской) то и дело переходят в умиление "гламурной нацистской эстетикой" и "арийским искусством", попробую напомнить кое-какие имена и названия. А то люди восторгаются, но спросишь их: "А каких вы знаете архитекторов кроме Шпеера, или кинематографистов кроме Лени Рифеншталь" - и в ответ тяжелое молчание.
В Веймарской республике работали архитекторы, оказавшие огромное влияние на весь мир. Можно их не любить (и любить Шпеера, который лучшим своим произведением считал нюрнбергский "Храм света", идею коего он подсмотрел на Всемирной выставке в Чикаго). Я сам не поклонник Гропиуса или Миса ван дер Роэ. Но с огромным уважением отношусь к Эриху Мендельсону:
Ну если кого-то не устраивает неарийский Мендельсон и его проект неарийского универмага Шокена в арийском Штутгарте, то вот вам творение вполне расово благонадежного архитектора, профессора Эмиля Фаренкампа - "Шеллхаус" у берлинского Ландверканала (1932)


Photos by ---m--- @ Flickr


Все это субъективные оценки. Но что поделать, если изобразительное искусство Третьего Рейха навевает на меня скуку (в лучшем случае), а "веймарские" работы Георга Гроса или Отто Дикса я рассматриваю с неизменным интересом:


Литература. Третий рейх не был культурной пустыней, и далеко не все писатели уехали подальше от фюрера. Остался, например (и издавался) весьма почитаемый мной Ганс Фаллада. Остался и Эрих Кестнер. Но его лучшая детская книжка, которую я люблю до сих пор, была написана в веймарские времена:

Театр. В Веймарской республике работал вот этот человек, пьесы которого до сих пор ставят в самых разных театрах мира:

Бертольд Брехт

Наконец, кинематограф. Да, в Третьем Рейхе работала Лени Рифеншталь, чей "Триумф воли" я считаю превосходным учебным пособием по монтажу, да и по многим другим дисциплинам. Да, там снимались высокохудожественные аполитичные фильмы - например, "Мюнхаузен" (1944). Но в Веймарской республике были Георг Пабст, Фридрих Мурнау и Фриц Ланг. Эпизодом из "Женщины на Луне" Ланга (1929, без звука, особо внимательно смотреть начиная с 4:10) я и предлагаю завершить этот краткий и, наверное, бесполезный обзор:

---------------
* Очень подходящая дата для корабля, построенного под девизом "Всех обдурить".
Tags: air, architecture, cinema, history, lettres, liners, navy, rail, zeppelin
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 123 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →