lord_k (lord_k) wrote,
lord_k
lord_k

  • Location:
  • Mood:

Следствие ведет психиатр

Добрые люди прислали ссылку. Оказывается, берлинский психиатр от архитектуры решил сменить амплуа (но не репертуар) и занялся расследованиями. В очередном сочинении он безжалостно срывает покровы с выдвиженца-приспособленца, ставшего знаменитым архитектором "отнюдь не благодаря творческим способностям, а скорее благодаря их отсутствию". Вместе с ним бичеванию подвергается вся "специальная порода людей, которая с начала тридцатых годов заняла руководящие посты во всех областях культурной, экономической и политической жизни". Творчеству человека, попавшего в поле зрения следователя (или уже прокурора?) дается суровая, принципиальная оценка: "Проекты и постройки ... примитивны и одномерны", "художественная косность", "лобовые, примитивные и прямолинейные композиции", "сборная солянка". Вот фон биографии бывшего армейского политработника, дошедшего до степеней известных. И это лишь первая часть.
Что же построил этот бесталанный человек?



Да, это здание на Котельнической набережной в Москве построено по проекту Дмитрия Николаевича Чечулина. Он же - автор ансамбля площади Маяковского, станций метро "Динамо", "Комсомольская-радиальная" и "Киевская-радиальная", неосуществленного 32-этажного небоскреба в Зарядье и гостиницы "Россия", построенной на месте этого небоскреба, а также Белого Дома (список неполный). В 1945-1949 - главный архитектор Москвы.
Сам я к его работам отношусь по большей части равнодушно (дом на Котельнической - исключение, но тут дело не столько в архитектурных достоинствах здания, сколько в обстоятельствах моей жизни). Считать его бездарным не могу по той причине, что видел множество по-настоящему бездарных, бездушных и безликих построек.
И вот что хотелось бы добавить. В свое время, беседуя с людьми сильно постарше, которые позволяли себе известное вольнодумство, я понял, что наиболее сильное чувство отторжения вызывает у них новая "правильная" архитектура, насаждавшаяся Посохиным и К°, а вовсе не здания предыдущего периода. В конце концов, к "Семи сестрам" они давно привыкли, через раззолоченные станции метро проходили каждый день. А тут - нате, корбюзианство, да еще в самом дурном исполнении. "Боже, как это похоже на детали машин!" - сказал, между прочим, Иофан. О Новом Арбате сказал.
Но что значит мнение этих давно покинувших нас людей для того, кто день и ночь ведет борьбу с несуществующим "тоталитарным искусством"!
Tags: architecture, lettres, people
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 72 comments