lord_k (lord_k) wrote,
lord_k
lord_k

  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Итало Бальбо. Краткая иллюстрированная биография

Подозреваю, что самым популярным итальянцем межвоенного периода был не Муссолини, а Рудольфо Валентино. Если же говорить о политиках, то маршал Бальбо лишь немного уступал дуче в популярности.
Иногда его сравнивают с Герингом, но мне это сравнение кажется мало что натянутым - просто некорректным. Скорее уж надо сравнивать его с Рудольфом Гессом - оба, достигнув степеней известных, продолжали пилотировать самолеты, и финал их карьеры связан с авиацией. Для Гесса последний полет закончился пленом и пожизненным заключением, для Бальбо - смертью.
Итало Бальбо родился в 1896 году в провинции Феррара. В 14-летнем возрасте успел принять участие в восстании итальянцев в Албании. С 1915 года - на фронте, в 8-м альпийском полку. Получил одну бронзовую и две серебряных медали за боевую доблесть. Подал рапорт о переводе в авиацию, однако его просьбу так и не удовлетворили. В битве при Капоретто, когда итальянские войска потерпели сокрушительное поражение, при невыясненных обстоятельствах оставил свою часть. Затем вернулся в полк, участвовал в битве при Витторио-Венето.
По кончании войны изучал общественные дисциплины во Флоренции, работал в банке. В 1921 году стал секретарем фашистской организации Феррары.
Он начал формировать боевые отряды "Челибано" (названные так в честь любимого напитка молодых фашистов - крепкой вишневой настойки), которые разгоняли коммунистические митинги и срывали забастовки. В 1922 году он вместе с другими региональными лидерами фашистов получил партийный титул "раса". И в этом качестве вместе с Де Боно, Бьянки и Де Векки спланировал знаменитый поход на Рим. Однако после победы фашистской партии его карьерный рост несколько задержался из-за обвинения в убийстве священника. Бальбо пришлось оставить Феррару и перебраться в Рим. В 1924 году он стал главнокомандующим сквадристов - фашистской милиции и вскоре занял пост замминистра национальной экономики.

В ноябре 1926 года Бальбо назначили государственным секретарем по делам авиации. Будущий маршал наконец-то прошел курс летной подготовки и энергично занялся строительством военно-воздушных сил. В 1928 году он получил звание генерала авиации, в 1929-м стал министром ВВС.

Но дело не в чинах и званиях. Бальбо вовремя осознал пропагандистский потенциал дальних авиаперелетов, которые могли бы поднять престиж Италии во всем мире и способствовать распространению фашистских идей. В 1930 году новоиспеченный министр приступил к подготовке трансталантического перелета. Двенадцать летающих лодок S.55 под командованием самого Бальбо отправились в Южную Америку.

Перелет, посвященный "десятилетию эры фашизма", начался 17 декабря 1930-го и завершился 15 января 1931 года.

В 1933 году Бальбо организовал новый перелет по маршруту Рим - Нью-Йорк - Чикаго - Рим. Он был приурочен к чикагской Всемирной выставке, проходившей под девизом "Столетие прогресса" (про эту выставку я еще напишу), и получил официальное название "Перелет десятилетия".

На сей раз отмечалась десятая годовщина прихода фашистов к власти. 24 самолета S.55 взяли курс на Северную Америку и командовал ими Итало Бальбо. Летели коротким полярным маршрутом - через Британские острвоа и Исландию. Этот  снимко сделан в Дерри на торжественной церемонии перед отлетом в Рейкьявик:

Иностранцы, несведущие в фашистской хронологии, так и называли это воздушное путешествие "перелетом Бальбо". Почтовая служба Ньюфаундленда (в ту пору еще не канадской провинции, а суверенного доминиона) выпустила в честь итальянских авиаторов марку, на которой слова "Италия" не было, только фамилия генерала:

Итальянская почтовая служба, напротив, посвятила перелету две красочные сцепки, на которых Бальбо не упоминался вообще, зато был изображен номинальный глава государства Виктор Эммануил III:

В США прибытие отряда Бальбо вызвало самый настоящий ажиотаж. На торжественную встречу летающих лодок в Нью-Йорке билетов было не достать. Вот программка этой встречи:

И приветственный значок:

Но что там значок, если индецы штата Иллинойс присвоили генералу титул почетного вождя и прозвище "Летающий Орел", а в Чикаго в честь Бальбо переименовали 7-ю улицу! Франклин Д. Рузвельт пригласил командора перелета на ланч в Белый Дом.

Еще большие почести ждали Бальбо по возвращении в Италию, где он был произведен в маршалы авиации, добавив к своему парадному облачению шпагу с орлом на эфесе:

Остальные участники перелета, помимо орденов, получили специальные значки:

Но похоже, что Муссолини стала раздражать популярность соратника. Бальбо и дуче было тесно в Риме,
 
и в январе 1934 года маршала отправили в Триполи - на пост губернатора вновь сформированной провинции Ливия. Опальный авиатор не растерял энергии и принялся строить новые дороги (одна из них получила название Via Balbia), административные здания и жилье для новых колонистов. Не забывая время от времени агитировать ливийцев за фашистскую власть.

При этом не переставал увлекаться авиационным делом и пилотировать самолеты разных типов:

Известно, что Бальбо был ревностным сторонником альянса с Великобританией. Когда Муссолини заключил с Гитлером "Стальной пакт", маршал воскликнул: "Да вы все будете немцам сапоги чистить!" В 1938 году он - единственный в высшем фашистском руководстве - выступил против принятия в Италии расовых законов и демонстративно пригласил мэра-еврея на обед в самый лучший ресторан Феррары. Постепенно он, в молодости ярый республиканец, установил тесные связи с теми членами королевского дома, которые считали союз с Германией гибельным для страны. Бальбо отказывался приветствовать товарищей римским салютом, ограничиваясь аполитичным рукопожатием, а в Триполи позволял себе высказывания вроде "От этого Муссолини надо избавиться пока не поздно!"
И все-таки Италия вступила в войну - несмотря на все предупреждения Бальбо, который еще в начале 1939 года представил дуче доклад о гибельности этой затеи. Сам маршал погиб раньше, чем фашистский режим. Вскоре после выступления итальянцев на стороне Германии, 28 июня 1940 года, он вылетел в Тобрук на личном самолете SM.79:

Это был опасный полет - Тобрук бомбила британская авиация. Но смерть маршалу принесли вовсе не враги, с которыми он так не хотел воевать, а свои снаряды. По самолету "Донна Ману" (названному так в честь жены Бальбо) открыла огонь 20-мм зенитная установка крейсера San Giorgio, который стоял на рейде Тобрука.

Стреляли не только с крейсера, но и с других кораблей. Даже подводные лодки успели сделать несколько выстрелов. Всего по самолету Бальбо было выпущено 280 снарядов!

Никто из тех, кто был на борту, не спасся. От трехмоторной машины остался лишь обгоревший каркас. Позже зенитчики в один голос утверждали, что приняли SM.79  за британский Blenheim (хотя спутать эти самолеты было довольно трудно), а также - что радист "Донны Ману" не вышел на связь, чтобы оповестить о прибытии.
До сих пор многие итальянцы думают, что обстрел в Тобруке был хорошо подготовленной акцией и дуче просто-напросто расправился с соперником, которого в последние годы называл не иначе как "демократической свиньей".
А я думаю о другом: если бы в 1926 году Вайолет Гибсон стреляла немного лучше, амбициозный и деятельный Бальбо вполне мог бы стать новым дуче. И, поверьте, это было бы хорошо для Италии - да и для всей Европы. Но чего не случилось - тому уже не бывать.

Warning:
этот материал написан по открытым источникам и не предназначен для какого-либо издания. Тем не менее, если кто-либо захочет его использовать, лучше предварительно спросить разрешения. Ссылка на мой журнал обязательна.

Все картинки кликабельны!
Tags: history, people, rivista
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments