lord_k (lord_k) wrote,
lord_k
lord_k

Categories:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Архитектура фашистской Италии. Интермедия

Пролог
Рационализм

В трудах по истории архитектуры Италии 1920-30-х годов уделяется довольно много внимания, но это внимание почти полностью фокусируется на борьбе рационалистов с "реакционерами", то есть поборниками неоклассики. Спору нет, перипетии  соперничества зодчих порой весьма увлекательны. И все-таки не следует забывать о том, что архитекторы не только ругались друг с другом, но и проектировали здания и целые города. И эти проекты воплощались в жизнь.

Цель моего сегодняшнего поста - показать рационализм практический. Быть может, не столь эффектный, как работы Терраньи, однако утилитарный и жизнеспособный. Органично вписавшийся в городской ландшафт, что хорошо видно на снимке выше. А заодно - рассказать о паре забавных эпизодов, связанных с борьбой за передовое искусство.
Хочу подчеркнуть, что рационализм, возникший через пять лет после установления фашистского режима, вовсе не был официальным стилем эпохи Муссолини. Правильнее было бы сказать, что официального стиля при Муссолини не существовало вообще, дуче занимал позицию "над схваткой", даря благосклонность то одному лагерю, то другому. Недаром в конце 1930-х годов, затевая строительство огромного выставочного и делового комплекса, он пригласил в проектную группу как консерваторов-неоклассиков, так и революционеров-рационалистов. К тому времени во многих городах Италии уже стояли здания, построенные по новым принципам. Например, палаццо Ланчиа в Болонье:

Так это здание выглядит сегодня (обратите внимание на окраску):

Другое здание, в Турине, вдохновляет очень разных фотографов:


А теперь - эпизод №1, описанный в книге Кеннета Фрэмптона "Современная архитектура":
В 1931 году в римской галерее Барди готовились к открытию выставки "Группы 7" (см. предыдущий пост). Организатор выставки, искусствовед Пьетро Мария Барди,  решил дать бой "реакционерам" и незадолго до  открытия распространил брошюру,  в которой рационализм объявлялся единственным истинным выражением принципов фашистской революции. Брошюра называлась  "Доклад Муссолини об архитектуре".
Скандал разразился страшный. Тем не менее дуче открыл выставку, а к Барди и  архитекторам "Группы 7" не было применено никаких репрессий. Я попытался представить, как Алексей Елисеевич Крученых в преддверии выставки ЛЕФа пишет и распространяет брошюру "Доклад Сталина об искусстве", но мое воображение отказалось работать...
Ассоциация за движение к рационалистической архитектуре, основанная в 1930 году, избрала менее провокационный путь, обратившись к Муссолини с просьбой "дать нам возможность доказать, что наше движение не имеет никаких моральных целей, кроме службы фашистской революции". Отказа не последовало, однако Национальная ассоциация архитекторов заявила, что рационализм несовместим с требованиями фашизма. И все-таки рационалистические здания строились одно за другим. Еще два снимка из Турина:


Стадион в Комо:

Кинотеатр в Кунео, Пьемонт:


Администрация пляжа, Остия

Гидроэлектростанция

Стоит вспомнить и о том, что Италия была колониальной державой. И настоящим раздольем для рационалистов и других поборников прогрессивного искусства стал город Асмара в Эритрее. Его называли "Африканским Римом" - захваченный итальянцами еще в 1889 году, он мог похвастаться широкими проспектами, площадями и весьма основательными зданиями. В Асмаре находятся два памятника итальянского архитектурного авангарда - кинотеатр "Имперо" (1937):

и автомастерская FIAT (1938, ныне бензозаправочная станция Shell):

С этой мастерской связана еще одна забавная история - проектировал ее футурист Джузеппе Петацци, который придал зданию форму самолета. И снабдил главный корпус 30-метровыми бетонными крыльями, которые должны были нависать над проезжей частью без опор.

При этом он грубо нарушил итальянские строительные нормы, так что при подписании официальных актов приемки крылья подпирали деревянные столбы - авось никто ничего не поймет. Когда же все необходимые разрешения были получены, Петацци приказал рабочим-африканцам выбить столбы. Те отказались выполнять приказ, справедливо опасаясь, что в расчеты архитектора могла вкрасться ошибка и крылья вот-вот рухнут на их кучерявые головы. Но зодчий не стал демонстрировать аборигенам тетради с расчетами. Вместо этого он вспрыгнул на одно из крыльев и, размахивая пистолетом, внятно повторил приказ. Африканцы выбили столбы и в ужасе разбежались.
Зданию скоро 70 лет, а с крыльями так ничего и не случилось...

Окончание следует
-------------------------------------
* все картинки в рамках кликабельны

Tags: architecture, dieselpunk, history, rivista
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments