lord_k (lord_k) wrote,
lord_k
lord_k

Categories:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Трансформация одного образа

Завел у себя новый тэг - rivista, которым помечаю теперь все материалы о фашистской Италии, включая автомобильные посты. Хотел было назвать его la rivista fascista, но вовремя одумался - возьмет кто-нибудь да стукнет. И поди потом доказывай. А ничего ведь не докажешь!
Это - во-первых. Во-вторых, сообщаю, что мини-сериал об итальянской архитектуре получит продолжение - еще один или даже два поста. Слишком уж много всего не вошло, а хочется поделиться.
В-третьих, пришло время обратить внимание на то, как менялся в итальянском искусстве образ Бенито Муссолини. Поверьте, это была очень интересная трансформация!
Мы привыкли видеть дуче в форме, в шапке с кокардой или в фуражке. Наше визуальное представление о Муссолини можно в общем и целом свести к этому фотомонтажу конца 1920-х годов.

Однако не следует забывать о том, что Муссолини иногда - даже довольно часто - появлялся на публике в партикулярном платье. И в сюртуке, а то и во фраке выглядел более чем респектабельно:

Вот он на полупарадном портрете работы Протти, начало 1930-х годов:

А вот совершенно иная трактовка образа вождя - плакат-фотомонтаж 1936 года:

Надпись гласит: "Одно сердце, одна воля, одно решение". Наглядное пояснение к мысли самого Муссолини: "Превышая границы краткой индивидуальной жизни, государство представляет неизменное сознание нации".
Другой, более известный фотоплакат (великан-дуче и люди-лилипуты) здесь явно лишний. Во-первых, он неверно трактует генеральную линию партии. Во-вторых, он безобразно выполнен с технической точки зрения. В отличие от скульптурной группы, созданной к 10-летию революции:

Слева от дуче - Итало Бальбо. Недолго им оставалось шагать вместе... И вообще, сильной личности надо иногда побыть в одиночестве, как на этом портрете работы Брускетти (к автору портрета мы скоро вернемся):

Дуче-всадник. Почти реалистический портрет работы Конти:

И - для сравнения - статуя "Гений фашизма", украшавшая итальянский павильон на Всемирной выставке 1937 года в Париже:

Но что там символический всадник (равно как и многочисленные изображения Муссолини в облике римлянина, кондотьера или мастера эпохи Возрождения), если за дуче взялись футуристы! Дематериализация образа происходила с пугающей быстротой. Иногда трансформированный вождь итальянского народа приобретал явно картикатурное обличье,

как на этой картине Корджи (1933), a порой становился похож на робота:

(рисунок Бонетти, 1933).
Он то возносился над городами и весями:

(Доттори, "Революционный город", 1933),
то становился трехликим и бестелесным:

Кстати, эта работа упомянутого выше Брускетти называется "Синтез фашизма" и представляет собой попытку графически выразить одну из главных мыслей дуче: "Фашистское государство, высшая и самая мощная форма личности, есть сила, но сила духовная. Она синтезирует все формы моральной и интеллектуальной жизни человека".
Но такая картина - все еще не материализация. Футуристы стремились к большему - они хотели превратить живого человека в идеал. А у идеала вместа лица может быть маска. Такая маска демонстрировалась на футуристической выставке еще в 1930 году. И Муссолини с плаката (точнее, с эскиза плаката), который художник Сирони рисовал к "Выставке десятилетия" (1932), больше похож на эту маску, чем на себя самого:

Не подумайте, что слева - король Виктор-Эммануил III, никакого отношения, кроме отрицательного, к революции не имевший. Это аллегория Италии, у которой художник зачем-то прошелся белилами над верхней губой. Такую аллегорию чеканили на итальянских монетах начала века.
Футуристы называли человека в маске Dux, вроде бы имея в виду абстрактного вождя. Но Dux в Италии был только один. Duce, так же как и венецианский "дож" - современная форма старого латинского слова. И это слово было написано огромными буквами на трибунах, с которых выступал Муссолини. И на обелисках в его честь. И на триумфальных арках. Так что маска предназначалась ему - чтобы защитить от времени, быть может.
Вслед за маской появились картины. "Dux - стрелец", нарисованный Севери в 1932 году, еще сохраняет какое-то сходство с реальным дуче:

Однако вот такой "Всемирный Dux" на Муссолини похож ничуть не больше и не меньше, чем на любого жителя Италии. Возможно, такие лидеры живут на других планетах. Изредка мы видим их в фантастических фильмах:

Зато руки у этого грозного существа очень похожи на вилки. А судя по количеству рук, можно сказать, что синтез личности и государства, индивидуальности и идеи успешно осуществился - как минимум, на картине талантливого Фортунато Деперо (1935).
Dux был любимым персонажем Эрнесто Михаэллеса - отличного дизайнера и модельера, а также совсем неплохого художника, работавшего во Флоренции под псевдонимом Thayaht. Тему маски он эксплуатировал с начала 1930-х годов, а в 1939-м создал картину "Великий кормчий", которая лично у меня вызывает совершенно неуместные ассоциации. Помотрите и скажите, что у меня больное воображение. Пожалуйста!

Заканчивать сегодняшний обзор таким жутковатым образом было бы неверно. И потому предлагаю вашему вниманию работу еще одного футуриста - Гаретто. Называется она "Муссолини и Иудейский Лев".

При чем здесь лев? И почему иудейский?
Работа датирована 1936 годом, со своими немногочисленными евреями фашисты еще не начали бороться.
Может быть, Leone di Giuda - это Леон Троцкий aka Иудушка?
Нет-нет, все гораздо проще. В 1936 году Италия воевала с Абиссинией, где императором был Хайле Селассие, называвший себя, среди прочего, Львом Иудейским. Имя "Железный Лев Сиона" входило в его официальный титул - как-никак, род свой император вел от царя Соломона. Но дуче в униформе циркового укротителя выглядит, согласитесь, забавно...
Фото в рамках кликабельны!
Tags: dieselpunk, history, rivista
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments