lord_k (lord_k) wrote,
lord_k
lord_k

Categories:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Метро Чарлза Холдена

Продолжаю с интересом наблюдать за результатами опросов. Комментарии к сегодняшнему будут утром, а сейчас попробую откликнуться на позавчерашний. Тема "Общественный транспорт в довоенном Лондоне" оказалась вполне востребованной, а я недавно обещал рассказать о станциях лондонского метро, спроектированных Чарлзом Холденом. Можете считать этот пост анонсом к теме, за которую возьмусь недели через две.
Холден выполнял заказы Лондонской компании электрических железных дорог (в просторечии - London Underground) c 1925 по 1935 год. За десять лет он создал проекты 35 станций. Некоторые из них были достроены лишь после войны. Все они сохранились и практически все действуют. Правда, некоторые поменяли названия - не соображениям ничуть не политическим, а чисто утилитарным, в связи с вводом в строй новых линий и параллельных станций.

На снимке - станция Gants Hill, строительство которой закончилось в 1947 году. Сходство с первой очередью московского метрополитена не случайно - Холден, посетивший СССР в 1935-м, не скрывал, что образцом для его последних проектов послужила "подземная Москва". Однако и советские архитекторы, проектировавшие первую очередь метро, безусловно испытали влияние Холдена.

Станция Arnos Grove была открыта в 1932 году. Вот как она выглядит в наше время:

В том же году открылась станция Turnpike Lane:

которая особенно хорошо выглядит ночью:

Еще более эффектно смотрится стания Southgate. Ее называют "летающей тарелкой, приземлившейся в Лондоне". Но в 1933 году о летающих тарелках еще никто не слышал:

Подземный вестибюль этой станции выглядит очень по-московски:

И эскалатор - тоже:

Круглые наземные павильоны у Холдена были очень разными - то приземистыми, как Southgate, то высокими, с залитым светом вестибюлем - как на станции Chiswick Park, перестроенной по его проекту в 1932 году:


Похожее решение применено в проекте станции Wood Green (также 1932), только здесь павильон не круглый, а полукруглый:

Конструкция везде - железобетонная, с кирпичной облицовкой. Кладку за 70 с лишним лет менять не приходилось, а все реставрационные работы на станциях, объявленных в 1971 году памятниками архитектуры, свелись к очистке фасада пескоструйной машиной.

Наземный вестибюль еще одной станции, принявшей первых пассажиров в 1932 году - Northfields.
А это - станция Uxbridge, которая открылась в 1938-м. Незатейливый снимок отлично передает самую суть подземки: зарурядная торговая галерея, разорванная надвое темным порталом, и в портале, между ребристыми колоннами - таинственный коридор, освещенный фонарями-факелами. Мистика средь бела дня:

В последних проектах Холдена формы становятся более сложными. Отличный пример - станция East Finchley, которая обслуживала и наземную линию метрополитена, и Лондонскую и Северо-Западную железную дорогу (1939):

Всех, кто считает первые советские станции метро "храмами тоталитаризма", не мешало бы помнить о том, что у этих храмов был весьма достойные образцы - новостройки двух линий лондонской подземки, спроектированные одним из лучших архитекторов Великобритании.

* Картинки в рамках кликабельны
Tags: architecture, dieselpunk
Subscribe

  • Выставка. Естественная сепия

    Будучи с очень рабочим визитом в Москве, устроил себе выходной и сходил в Архитектурный музей на выставку "Ганс Шарун в фотографиях Карстена…

  • К вопросу о советском Art Deco

    Станция метро "Аэропорт" Архитекторы: Б.С. Виленский, В.А. Ершов при участии Т. Вайнера и В. Сдобнова Открыта 11.09.1938

  • Портик

    Магазин строительных материалов, Дальят эль-Кармель (специально для carmelist)

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

  • Выставка. Естественная сепия

    Будучи с очень рабочим визитом в Москве, устроил себе выходной и сходил в Архитектурный музей на выставку "Ганс Шарун в фотографиях Карстена…

  • К вопросу о советском Art Deco

    Станция метро "Аэропорт" Архитекторы: Б.С. Виленский, В.А. Ершов при участии Т. Вайнера и В. Сдобнова Открыта 11.09.1938

  • Портик

    Магазин строительных материалов, Дальят эль-Кармель (специально для carmelist)