lord_k (lord_k) wrote,
lord_k
lord_k

Categories:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Лондонский транспорт, 1930-е годы

Настало время для еще одного заказного поста. В давнишнем опросе тема набрала 13 голосов.
Начну с того, что в Лондоне, славном своими такси, двухэтажными автобусами и подземкой, есть превосходный музей общественного транспорта. Находится он в Ковент-Гардене, по соседству с театрами и другими увеселительными заведениями, и вмещает множество крупногабаритных экспонатов - автобусов, троллейбусов, трамваев, вагонов конки и даже два поезда метро, которые неведомо как ухитрились втащить на второй этаж. Вот как выглядит главный зал музея:

(c) Lord K., 2004. Кликабельно 1024 х 768

В музее можно не только поглазеть на транспортные средства, но и почитать, что написано на стендах. Десятки белых планшетов хранят массу интересных сведений - например, о конкурентной борьбе автобусных компаний в начале 20-х годов, о рождении первого в мире фирменного шрифта (правда, приоритет лондонского метро по этой части давным-давно оспаривает германский концерн AEG, которому шрифт чертил знаменитый Беренс), о создании карты линий подземки... Да мало ли еще о чем!
Разумеется, у музея есть портал в Интернете. В виртуальном архиве - тысячи фотографий. Система поиска и классификации не слишком удобная (очень по-английски!), но если есть время и терпение, кое-что выудить можно. Предлагаю вашему вниманию небольшой обзор лондонской транспортной системы в период между двумя мировыми войнами.
Начнем с самого дорогого вида общественного транспорта - с такси. Оказывается, лондонские моторные кэбы не всегда были черными!

Это Austin LL 1934 года. Как и в нынешних такси, рядом с водителем у него была площадка для багажа. Принципиальное отличие от современных кэбов заключается в конструкции крыши - ее задняя часть откидывалась, чтобы в редкий день без дождя, смога и порывистого ветра пассажиры могли наслаждаться хорошей погодой.
За прочими средствами пассажирских перевозок надзирало Лондонское бюро общественного транспорта:

Об истории этого здания и авторе проекта я уже писал.

Самый массовый вид транспорта - метро. Подземка. Труба (Tube). Фирменный логотип, украшающий все станции, существует с 1915 года и особенных изменений за 92 года не претерпел. На снимке, сделанном в 1930-м году, запечатлен вход на станцию Blackfriars.

Вход на станцию Highgate. Пока не развернулся в полную силу Чарлз Холден, непременным элементом любого наземного вестибюля метро была арка - мраморная или богато украшенная цветной керамикой, как на известной любому туристу станции Oxford Street.

На платформы многих станций пассажиры спускались на лифтах. Молодой человек, работавший на станции Aldwich в 1927 году, совмещал две должности - лифтера и билетера. Надо надеяться, ему хоть пару шиллингов в неделю доплачивали - все-таки работа сразу и с техникой и с материальными ценностями чего-то стоит!

Тот, кто хоть раз ездил на лондонском метро, посмотрит на эту фотографию -  и скажет, что с межвоенных времен подземка не сильно изменилась. Все верно. Разве что плакаты нынче другие. Да и станцию переименовали: Dover Street теперь называется Green Park.
 
Так выглядел поезд линии Пикадилли. Проект был разработан вскоре после Первой мировой войны, когда резко увеличившийся поток пассажиров вызвал необходимость в автоматических дверях. До этого двери вагонов открывались и закрывались вручную.

Экспериментальный вагон образца 1923 года выглядит вполне современно.

А это серийный вагон образца 1929 года. Конструкторы последующих моделей явно действовали по принципу "лучшее - враг хорошего".

Метропоезд на станции Hammersmith. Редкая любительская цветная фотография 1935 года.

Первый лондонский троллейбус. Построен, как легко догадаться, на базе обычного автобуса. Вышел на испытания в 1930 году. Годом позже началась коммерческая эксплутация троллейбусов - самого недолговечного вида транспорта в Лондоне. Уже в конце 50-х троллейбусные линии начали демонтировать.

Однако в 30-е годы считалось, что за троллейбусом будущее. Именитые фирмы предлагали Транспортному бюро все более совершенные конструкции "безрельсового трамвая". На снимке 74-местный  AEC X-1 1933 года.

Совершенствовался и трамвай. Вагон №331 поступил на испытания одновременно с троллейбусом. Отличался от предшественников усиленным корпусом, повышенным комфортом и низким уровнем шума. Внутри выглядел вполне уютно:

Впрочем, и "необлагороженные" трамваи класса Е по уровню комфорта оставляли далеко позади своих собратьев с континента - никаких деревянных лавок!

К тому же в британском общественном транспорте стоячих мест нет. Или развалился на удобном сиденье, или изволь ждать следующего трамвая, троллейбуса, автобуса. Как на этой остановке в Хэрроу:

А где же автобусы? Боюсь, что с ними придется подождать. Следующий транспортный пост - только о них!
На прощание - фото Вестминстерского моста в 1931 году:

Продолжение следует
Tags: dieselpunk, photo
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments