lord_k (lord_k) wrote,
lord_k
lord_k

Categories:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Лондонские автобусы - 2

Окончание. Начало здесь

В 1933 году автобусы, трамваи, троллейбусы и метрополитен британской столицы и ее окрестностей стали собственностью монополии - Лондонского бюро общественного транспорта. С 1934 года названия разных компаний на автобусных бортах сменил золотой логотип London Transport. Одновременно ввели новые стандарты для автобусов.

Так, предельная длина двухосного даблдеккера была увеличена до 26 футов. Промышленники тут же начали приспосабливать свою продукцию к этому стандарту (что потребовало не только удлинения шасси, но и усиления рессор). В результате возник новый тип автобуса - STL (Short Type, Lengthened - "короткий, удлиненный"). Он-то в различных вариациях и стал основным на лондонских маршрутах вплоть до начала 1950-х годов.
Типичный STL, как и его предшественник LT, обычно имел асимметричную переднюю часть - кабина справа от капота.

Однако были и модели с нижним расположением двигателя:

Кстати, двигатели были мощные - до 190 л. с., объемом от 7.2 до 9 (!) литров. Автобусные силовые агрегаты во время войны ставили на британские танки.

Пассажир одного из первых STL читает Daily Chronicle. 1936

Еще один тип даблдеккера - Q-type - разработала компания AEC в начале 1930-х годов. Источником вдохновления послужил американский Twin Coach компании Fageol, выпускавшийся с 1927 года. Вот он в Чикаго - снимок сделан в 1928-м:

Как и Twin Coach, AEC Q-type был очень прогрессивной машиной. По мнению Яна Смита, автора виртуального автобусного справочника, если бы его начали выпускать на 20 лет позже, никто бы не назвал этот автобус устаревшим.

Трудно поверить, что эта фотография датируется 1934 годом. А первый образец двухэтажного Q был построен еще в 1932-м. Годом позже автобусы этого типа начали службу в Лондоне:

Немало построили и одноэтажных Q для пригородных и междугородних линий:
Кстати о междугродних линиях: в 1932 году Лондон обзавелся сверхсовременным автовокзалом, Victoria Coach Station. Это здание, построенное по проекту архитектурной конторы Уоллиса и Гилберта, считается одним из крупнейших памятников британского Art Deco:

На многих маршрутах автобусы успешно конкурировали с железной дорогой. Вот этот красавец выполнял рейсы из Лондона в в Виндзор:

Очень популярными были автобусы Regal (на снимке - модель 9Т9, 1936 год):

Для экскурсий и частного фрахта предназначался полутораэтажный Leyland:

Одноэтажная модель на таком же шасси с задним расположением двигателя большого распространения не получила:

Зато автобусы серии TF c нижним расположением силового агрегата снискали и высокий спрос, и самую добрую репутацию:

Выглядели они несколько странно, но публика быстро к ним привыкла.

TF-3 образца 1939 года. Примерно такой автобус в цветах Green Line выставлен в Лондонском музее транспорта.
Вернемся к двухэтажным городским труженикам. В апреле 1939 года в окрестностях Лондона начались испытания нового автобуса серии RT.

Война помешала массовому производству этой модели, и только в начале 1950-х годов RT сменил машины "короткого удлиненного типа", став на некоторое время одним из символов Лондона.
Кстати, в военные годы производство автобусов не прекращалось. Поскольку крупные фирмы - Leyland, AEC, Bristol - работали на оборону, Лондонскому бюро общественного транспорта пришлось обращаться к малым поставщикам - Guy, Daimler и т. п., а также заниматься установкой новых кузовов на старые шасси. Во время войны появилось множество "временных" и "переходных" типов автобуса, которые после победы быстро оказались на пригородных маршрутах, в провинции или даже за границей.

Guy Arab I Park Royal. Они имели темно-красный колер - кузов окрашивали в цвет, ранее предназначавшийся для колесных дисков.

И, раз уж заговорили о войне, вспомним о газогенераторах. Эксперименты с переводом автобусного парка на дрова, угольную крошку и другие альтернативные источники энергии проводились с самого начала войны до 1945 года. Генератор-прицеп - этим нас не удивишь. Но что вы скажете о втором этаже автобуса, превращенном в резервуар для газа?

Заметка из американского журнала Popular Science, апрель 1940 года. Перед отправкой в рейс резервуар наполняют газом из стационарного газгольдера. Насколько мне известно, такой автобус был изготовлен в единственном экземпляре.
Tags: dieselpunk, photo
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 40 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →