lord_k (lord_k) wrote,
lord_k
lord_k

Categories:
  • Location:
  • Mood:

Флот 18-й поправки

В конце минувшего года несравненная honestlil написала об американском "сухом законе", он же Prohibition, он же - 18-я поправка к Конституции США. На страже этой поправки стояли не только полицейские и прокуроры, законодатели и таможенники, но и моряки береговой охраны. Защиту Соединенных Штатов от алкогольной контрабанды обеспечивало довольно крупное соединение эскадренных миноносцев, вошедшее в историю как "Ромовый патруль".
Первым эсминцем, переданным береговой охране из ВМС, стал DD-33 Trippe. 24 июня 1924 года этот 742-тонный корабль, построенный в 1910 году, сменил флаг. Позже ему было присвоено обозначение CG-20. В течение следующих 12 месяцев береговая охрана получила еще 16 эскадренных миноносцев, главным образом типа Paulding - водоизмещением от 742 до 887 т, вооруженных четырьмя 76-мм орудиями и четырьмя же 457-мм торпедными аппаратами.

Эсминец Fanning (бывший DD-37) с бортовым номером береговой охраны

На бумаге "Ромовый патруль" выглядел грозно - хорошо вооруженные корабли развивали высокую скорость (25-30 узлов) и должны были наводить на контрабандистов страх и ужас. Куда более страшный ужас и ужасный страх, чем полицейские катера с пулеметами. Однако на практике антиалкогольный флот породил множество проблем.
Прежде всего зададимся вопросом: почему для охраны побережья стали использовать эсминцы? Да потому, что именно эсминцев, особенно устаревших, у ВМС США было полным-полно. На слом их не продавали (Вашингтонское соглашение не ограничивало тоннаж миноносного флота), но консервация стоила немалых денег, и военные моряки с радостью уступили полтора десятка старых кораблей береговой охране. Которая, в свою очередь, была рада получить готовое, а не ждать постройки новых специализированных (и отнюдь не бесплатных) сторожевиков.

CG-5 Ericsson (бывший DD-56) типа O'Brien - один из "новейших" кораблей патруля. В состав ВМС вошел в 1915 году.

Однако "береговики" не располагали кадрами для службы на этих кораблях. Кроме того, большинство сменивших флаг эсминцев находились в неудовлетворительном техническом состоянии. Кадровую проблему частично решили, проведя в Конгрессе специальный билль о призыве в береговую охрану. Количество кадров не перешло в качество - наспех подготовленные новобранцы оказались явно не на высоте поставленных задач. Юркие катера и моторные лодки сплошь и рядом уходили от преследования, благополучно доставляя к берегу бочонки и бутылки. Официально считалось, что задача эсминцев - не за мелочью гоняться, а отгонять от берега "корабли-матки", с которых алкоголь перегружали на мелкие суда. Но все равно обидно!

CG-5 Downes (бывший DD-45) типа Cassin - ровесник Ericsson

Поддерживать "Ромовый патруль" на плаву оказалось трудно, и уже в 1926 году береговая охрана обратилась к ВМС с просьбой передать несколько кораблей поновее. Ответ был положительным, и в июле-сентябре того же года патруль пополнился пятью эсминцами типов Tucker и Sampson - постройки 1913-1915 гг., водоизмещением 1100-1205 т, с четверкой 102-мм орудий.

Эсминец CG-23 Tucker (бывший DD-57)

Какие подвиги совершили эти корабли? Вероятно, никаких, иначе ими бы уже давно заинтересовались голливудские сценаристы. Единственный крупный инцидент, связанный с "Ромовым патрулем", не имеет к борьбе с контрабандистами ни малейшего отношения: 17 декабря 1927 года эсминец Paulding у мыса Код (штат Массачусетс) таранил и потопил подлодку S-4, которая пошла ко дну со всем экипажем. Погибли 42 человека.
Вот участники этого инцидента:

Эсминец Paulding (снимок времен Первой мировой, с соответствующим безумным камуфляжем)


Подводная лодка S-4

В августе 1930 года береговая охрана начала возвращать флоту эсминцы, отслужившие свое - самые старые, с наибольшим количеством неполадок. Одновременно ВМС подготовили передачу "береговикам" еще трех кораблей типа Clemson (проект, известный под названием Flush Deckers). Последними эсминцами, которые вошли в состав "Ромового патруля", стали Hunt, Semmes и Welborne C. Wood. Причем последние два подняли флаг со скрещенными якорями весной 1932 года, когда вовсю готовилась отмена 18-й поправки.

Эсминец Hunt (бывший DD-194). На снимке времен Второй мировой он несет британский флаг и бортовой номер H 90: в 1940 его передали Великобритании по соглашению "Эсминцы в обмен на базы". Служил в Королевском флоте под названием Broadway, перехватил германский подводный рейдер U-110, с 1943 года - учебный корабль-цель в Розайте.

"Ромовый патруль" пережил "сухой закон": последний эсминец береговой охраны был возвращен флоту лишь 28 мая 1934 года, через полгода после ратификации 21-й поправки к Конституции, узаконившей потребление алкоголя в США.

Tags: navy
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments