lord_k (lord_k) wrote,
lord_k
lord_k

Categories:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Фотодиск

Вместо торжественной оды какой-нибудь классической камере - очередной курьез. Впрочем, вполне работоспособный и качественный.

В конце 1930-х годов Universal Camera Corp., производившая дешевую и очень дешевую среднеформатную технику, задалась целью создать 35-миллиметровый фотоаппарат. Никакого опыта по этой части у компании не было. Не было и желания приобретать европейские патенты. Зато был главный инженер, которого звали Джордж Кенде, человек творческий и энергичный. Он спроектировал очень остроумную, простую и надежную конструкцию. В 1938 году по его чертежам начался серийный выпуск камеры, не имевшей аналогов ни на американском рынке, ни в Европе.
Детище Кенде называлось Mercury Model CС (сейчас его обычно именуют Mercury I). Это была единственная полуформатная камера на американском рынке - не первая, не последняя, но в предвоенные годы фотоаппаратов с форматом кадра 18 х 24 мм не выпускало ни одно предприятие США.

Другая уникальная - и самая интересная - особенность Mercury была связана с конструкцией затвора. Видите "горб" в верхней части корпуса - полукруг, на который с обеих сторон нанесены таблицы глубины резкости?

Он появился не для красоты. Под ним скрывается дисковый секторный затвор, похожий на те, что устанавливались на 8-мм кинокамерах. Ось диска, состоящего из двух секторов, находится чуть выше верхнего края пленки. При нажатии спусковой кнопки перед пленкой прокручиваются оба сектора, открытые на определенное расстрояние. Скорость их движения задает головка установки выдержек. Причем диапазон выдержек шире, чем у самых совершенных центральных затворов того времени (Compur Rapid) - T,B,1/20,1/30,1/40,1/60,1/100,1/300,1/1000 сек.
Для того, чтобы "покрывать" стандартный кадр формата 24 х 36 мм, затвор должен был бы иметь значительно большие размеры. Кенде не хотел делать камеру громоздкой и предпочел половинный формат.
Камера имеет синхронизацию со вспышкой. И не просто синхронизацию, но и контакт для вспышки в клемме для дополнительного оборудования - первый hot shoe в истории! Напомню, это 1938 год. Для аппарата выпускались приставной дальномер и пружинный механизм для непрерывной съемки, с заводом на 12 кадров. С ними он и изображен на самом первом снимке.
И еще одна характерная черта первого Mercury - отсутствие головки обратной перемотки пленки. Пленка перематывалась в приемную кассету. Причем кассеты были особой кнструкции и поставляла их бельгийская фирма Gevaert. Вот тут руководители Universal Camera сильно просчитались - в 1940 году Бельгию захватили немцы, поставка пленки и кассет прекратилась. Вскоре пришлось прекратить и выпуск самой камеры.

Второе рождение Mercury произошло в 1945 году. Конструкцию переработали, рассчитав корпус под стандартную кодаковскую кассету и установив приемную катушку. Соответственно, была добавлена и головка обратной перемотки. Размеры и вес аппарата, получившего обозначение CХ, несколько возросли по сравнению с предшественником. Затвор же не претерпел никаких изменений.




Аппарат показал себя очень хорошо. Его преимуществом перед дорогими соперниками со шторно-щелевыми затворами состояло в том, что секторы диска никогда не отставали друг от друга - они приводились в действие одной пружиной. И если и выходили из строя, то вместе. А к каким плачевным результатам может привести отставшая, "залипающая" шторка - думаю, излишне объяснять людям, мало-мальски знакомым с фотографией.

Результаты сравнительных испытаний показали, что Mercury отрабатывает выдержки точнее, чем Leica и Contax/

Очевидный недостаток Mercury обеих моделей - склонность алюминиевого корпуса к окислению. "Белые" поверхности не имеют никакого покрытия и сегодня, через 60-70 лет, могут выглядеть просто плачевно - даже если механическое состояние камеры близко к идеальному.

Да, чуть не забыл! Оптика у камеры была сменной. Помимо стандартного объектива - вначале Tricor 3,5/35, затем просветленного Tricor 2,7/35 - можно было установить светосильный 6-элементный Hexar с относительным отверстием 2,0, а также телеобъективы с фокусным расстоянием 75 и 125 мм. Оба этих объектива сегодня - большая редкость.

Желающие могут обзавестись такой камерой, купив ее на аукционе eBay. Цены мизерные. Не раритет и даже не классика.
Tags: camera, dieselpunk, photo
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments