lord_k (lord_k) wrote,
lord_k
lord_k

Categories:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

RMS Majestic

Этот лайнер был достоин своего величественного названия. Самый большой пассажирский пароход в мире, "56  тысяч тонн стали, дерева, ковров и зеркал"*, 291 метр в длину, 30 метров в ширину - и четыре могучие паровые турбины, обеспечивающие доставку 2145 пассажиров через Атлантику со средней скоростью 23,5 узла. Гордость британского торгового  флота, флагман компании White Star... Прослужил он всего 14 лет, прожив чужую жизнь под чужим именем. Изначально его готовили к совсем иной судьбе.

20 июня 1914 года на гамбургской верфи Blohm und Voss был спущен со стапелей новый пассажирский пароход, заказанный компанией Hamburg-Amerika Linie, самый крупный из трех систершипов (первые два, Imperator и Vaterland, уже вступили в строй). Ему дали имя "железного канцлера", и бутылку шампанского о форштевень разбивала Ханна фон Бисмарк, внучка величайшего германского государственного деятеля XIX века.

Инциатором строительства этого лайнера (как и всей "большой тройки") был Альберт Баллин**, генеральный директор Hamburg-Amerika. Поскольку в замечательной и всем известной книге С. И. Белкина "Голубая лента Атлантики" о Баллине не сказано ни слова, попробую восполнить этот пробел. Будущий предприниматель родился в Гамбурге в 1857 году. Его отец, датский еврей, переселившийся в Германию, держал эмиграционное агентство - продавал билеты на трасатлантические пароходы, оформлял документы и т. п. Баллин-старший умер, когда Альберту было всего 17 лет. Молодой человек не стал продавать семейное дело, а напротив, расширил его и через несколько лет даже приобрел два парохода, которые доставляли в Америку эмигрантов, а обратным рейсом в Гамбург - коммерческий груз. Эта деятельность привлекла внимание владельцев Hamburg-Amerika, которые предложили энергичному предпринимателю работу. В 1886-м Альберт Баллин закрыл свое маленькое пароходство и начал работать по найму. Через пять лет он организовал первый туристический круиз в истории - шесть недель по Средиземноморью на пароходе Auguste Victoria. А в 1899-м был назначен генеральным директором Hamburg-Amerika.

Баллин не только планировал круизы, но часто сам отправлялся в путешествие на лайнере - отнюдь не инкогнито. Он беседовал с пассажирами, интересовался, чего им не хватает, и по возвращении передавал эти пожелания (равно как и практические предложения, в коих не было недостатка) руководству компании и проектировщикам новых судов.
Больше всего на свете Баллин боялся войны. Пользуясь личной дружбой с кайзером Вильгельмом и связями в британских правящих кругах, он пытался остановить англо-германскую гонку вооружений. От него не раз слышали, что немцы и британцы должны соревноваться в строительстве пассажирских пароходов, а не дредноутов. Тройка Imperator-Vaterland-Bismarck как раз и была ответом на британские суперлайнеры - такие как Olympic и Mauretania. А заодно и вызовом вечным конкурентам из Бремена, компании Norddeutsher Lloyd.
Война началась через месяц с небольшим после спуска на воду Bismarck. Строительные и отделочные работы были остановлены - до конца войны. Вот победит Германия - и тогда кайзер совершит на новеньком лайнере кругосветное турне, чтобы принять поздравления от разных монархов и народов...
Но войну Германия проиграла. Еще до объявления перемирия, 9 ноября 1918 года, Баллин покончил с собой, приняв смертельную дозу снотворного. Два парохода-гиганта, Imperator и Vaterland, успевшие поработать войсковыми транспортами Антанты, достались США и Великобритании (переименованы соответственно в Berengaria и Leviathan). Недостроенный Bismarck должен был перейти под флаг White Star. Новые хозяева настояли на том, чтобы лайнер достроили в Гамбурге под наблюдением инженеров с белфастской верфи Harland & Wolff. Достойка шла ни шатко ни валко, в 1920 году на судне вспыхнул пожар. До сих пор говорят, что это был результат намеренного поджога, хотя следствие не обнаружило достаточных улик в пользу этой версии. Огонь не уничтожил Bismarck, и весной 1922 года лайнер отбыл в Великобританию - в фирменных цветах Hamburg-Amerika Linie.

По прибытии оказалось, что в роскошно отделанной капитанской каюте устроили свалку всякого хлама (по другой, более прозаичной версии, хлама не было, а была изрядная куча дерьма на капитанском столе). В общем, вся эта история наглядно иллюстрирует отношение побежденных к победителям.
А победители переименовали судно в Majestic, дав ему имя парохода 1890 года постройки, проданного на слом в канун Первой мировой.

12 мая 1922 года RMS Majestic вышел в первый трансатлантический рейс. Лайнер быстро завоевал популярность, попасть на его борт стремились богатые и знаменитые люди Старого и Нового света. Внутренняя отделка была выше всяческих похвал:


И скоростные качества Majestic были на высоте - в 1923 году он совершил трансатлантическое плавание со средней скоростью 24,75 узла. Однако к тому времени прошло уже десять лет с момента закладки, и возраст вскоре дал о себе знать: в 1925-м в корпусе обнаружилась трещина, лайнер отвели на ремонт в Белфаст и начали относиться к нему с некоторой опаской.  Среди прочего, подозревали, что дело не только в возрасте, но и в германском саботаже. Пассажиры, естественно, ничего не знали.

Так или иначе, после ремонта Majestic показал еще лучшую среднюю скорость - 25 узлов - и продолжал пользоваться большим успехом у состоятельных пассажиров. Популярности весьма способствовало частичное остекление прогулочной палубы, выполненное в 1928 году в ходе ремонта на военно-морской верфи в Бостоне (в Великобритании подходящего дока в ту пору не нашлось, фотография ниже сделана в плавучем доке в Саутхэмптоне).

На счету лайнера - всего два инцидента. Оба произошли в 1934 году, вскоре после слияния White Star и Cunard. Сначала Majestic сел на мель в Калшоте, но дождался прилива и самостоятельно вернулся в море. Затем, в октябре, огромная волна разбила стекла мостика. Серьезно пострадал капитан Эдгар Дж. Трент, старший помощник также получил травмы. Для Трента это было последнее плавание.

Все это время Majestic, прозванный Magic Stick, "волшебной палочкой", сохранял титул самого большого судна в мире. Этот титул отняла у него французская Normandie, а с вводом в строй огромной Queen Mary пароход был обречен. Илья Ильф и Евгений Петров, которые в начале 1936 года возвращались на Majestic из поездки по США, писали в книге "Одноэтажная Америка":
"Маджестик" шел в свой последний рейс. После него этот еще совсем молодой пароход должен был  пойти на  слом. С появлением  "Нормандии"  и  "Куин  Мэри",  новых  колоссальных атлантических пароходов, "Маджестик" оказался слишком скромным и тихоходным, хотя он пересекает океан в прекрасное время - шесть дней.
Да, он прослужил всего 14 лет. Но скорость тут решающей роли не играла - сравнительно слабый поток пассажиров не позволял Cunard White Star наряду с новыми лайнерами оставлять в строю старые. А Majestic считался старым судном - он был заложен еще в 1913 году.

Однако на этом биография "волшебной палочки" не закончилась. Лайнер купило британское Адмиралтейство, чтобы переоборудовать в учебную плавбазу. Трубы укоротили, мачты срезали - и, благополучно пройдя под мостом через Фёрт-оф-Форт, бывший Bismarck-Majestic, переименованный в HMS Caledonia, прибыл из Саутхэмптона в Розайт. Больше он в море не выходил. С началом войны кадетов перевели на берег, старый лайнер отвели на новую стоянку, а 29 сентября 1939 года на борту начался пожар. Плавбаза выгорела почти полностью и затонула. В 1940 году ее остов продали на слом. И только в 1943-м его разделали на металл. Нет, не о том мечтал Альберт Баллин!

И напоследок - открытка с борта RMS Majestic:

-----------------------------
* Цитата из "Одноэтажной Америки" Ильфа и Петрова
** О судне, названном в честь Баллина и впоследствии носившем еще три названия, давно грозился рассказать уважаемый
periskop
Tags: liners
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 52 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →