lord_k (lord_k) wrote,
lord_k
lord_k

Categories:

Ship of the Week

Линейный крейсер HMS New Zealand находился в составе британского флота чуть больше десяти лет.

С его техническими данными можно ознакомиться здесь (а лучше - здесь).


ИСТОРИЯ HMS NEW ZEALAND

По изданию:
S.D. Waters, The Royal New Zealand Navy, Historical Publications Branch, 1956, Wellington

HMS New Zealand - выдающийся корабль, снискавший большую славу всего за десять лет. Он был подарком Новой Зеландии Королевскому флоту. В Первой мировой войне ему посчастливилось служить вместе с великими кораблями, имена которых не раз вошли в морскую историю Великобритании. Он прославил военно-морские традиции Новой Зеландии и народ островного доминиона всегда будет вспоминать его с гордостью.
Более полувека прошло с тех пор как корабль Королевского флота впервые получил название New Zealand. Это был один из восьми линкоров, заложенных в первые годы правления Эдуарда VII. Они известны как "тип King Edward VII", но их могли бы с полным основанием называть "Имперским типом". Головной корабль был наречен в честь царствующего монарха, остальные назвали Britannia, Dominion, Commonwealth, New Zealand, Africa, Hindustan и Hibernia.
HMS New Zealand был построен на Портсмутской верфи. Его спустили на воду в феврале 1904 года и приняли в состав флота 11 июля 1905-го. В 1909 году линейный корабль был переименован в HMS Zealandia, поскольку его название решили отдать новому линейному крейсеру, подаренному доминионом.

HMS Zealandia

В 1909 году в Великобритании разразился политический кризис. Германия, приняв Второй закон о военно-морском флоте, расширила свою кораблестроительную программу и ускорила строительство кораблей всех классов. Британское правительство отрицательно отнеслось к ответной инициативе Первого лорда Адмиралтейства - построить восемь дредноутов, шесть крейсеров и двадцать эсминцев. Тогда все лорды Адмиралтейства, не предавая свой шаг огласке, вручили премьер-министру прошения об отставке. Этот драматический шаг спас положение. Кабинет принял программу, которая затем была утверждена в Палате общин.
Именно на пике этого этого кризиса, 22 марта 1909 года, премьер-министр Новой Зеландии сэр Джозеф Уорд сделал историческое предложение - подарить Королевскому флоту "первоклассный линейный корабль, а если потребуется, то и два". Это предложение встретило горячую поддержку в Новой Зеландии и было с благодарностью принято британским правительством.

Сэр Джозеф Уорд

Подарком стал линейный крейсер, строительство которого было поручено Фэрфилдской верфи в Говане на Клайде. Его заложили в июне 1910 года и спустили на воду 1 июля 1911-го. Длина его равнялась 590 футам, ширина - 80 футам, водоизмещение - 19.000 тонн. Турбины мощностью 44 тысячи лошадиных сил, вращавшие четыре винта, обеспечивали ему скорость в 26 узлов. Отопление 31 котла было угольным, затем - нефтяным. Крейсер был вооружен восемью 12-дюймовыми и шестнадцатью 4-дюймовыми орудиями, а также двумя подводными торпедными аппаратами. Его экипаж составляли 800 офицеров и матросов.

Спуск на воду

HMS New Zealand вошел в строй под командованием капитана Лайонела Хэлси 23 ноября 1912 года. Среди его офицеров в ту пору были три новозеландца, все из Крайстчерча - лейтенанты Дэвид Бойл и Р.С. Гарсиа и мичман Х. Андерсон.

Капитан Хэлси - впоследствии вице-адмирал, начальник канцелярии и казначей принца Уэльского, возможный герой песни Пола и Линды МакКартни

8 февраля 1913 года, после того как на борту побывал король, линейный крейсер вышел из Портсмута в кругосветное плавание протяженностью 50 тысяч миль. Он посетил Сент-Винсент, острова Вознесения, остров Святой Елены, Кейптаун, Дурбан и Мельбурн, и прибыл в Новую Зеландию 12 апреля 1913 года.

Королевский визит

HMS New Zealand и его экипаж встретили в доминионе восторженный прием и были осыпаны подарками. Крейсер обошел оба острова, посетил все порты. За две недели его пребывания в Новой Зеландии на борт поднялись более полумиллиона жителей.

С подарком!

Покинув Окленд 25 июня 1913 года, HMS New Zealand отправился дальше - в Суву, Гонолулу, Ванкувер, Панаму, Кальяо и Вальпараисо. Он прошел через Магелланов пролив, и оттуда в Монтевидео и Рио де Жанейро, после чего посетил главные острова Вести-Индии. В Великобританию крейсер вернулся в ноябре 1913 года. Через девять месяцев началась война с Германией.
(Затем следует невыразительное описание первого боя в Гельголандской бухте, 28.08.1914, в котором принимал участие HMS New Zealand. Лучше приведу цитату из воспоминаний лейтенанта Чалмерса, служившего на одном из эсминцев: "Тут прямо перед нами, будто слоны, ступающие через стаю собак, возникли Lion, Queen Mary, Princess Royal, Invincible и New Zealand..."). В этом бою немцы потеряли легкие крейсера Mainz, Köln и Ariadne и эсминец V 187. Легкий крейсер Frauenlob получил тяжелые повреждения, командующий германской эскадрой контр-адмирал Маасс погиб.
Описание боя при Доггер-банке также не отличается ни выразительностью, ни информативностью. Между тем именно на New Zealand находился контр-адмирал Арчибальд Мур, который неправильно истолковал приказ вице-адмирала Дэвида Битти "Подойти ближе к неприятелю". Закончилось это, как известно, избиением броненосного крейсера Blücher вместо преследования более новых и мощных кораблей. На New Zealand Битти перенес свой флаг, когда флагманский линейный крейсер Lion получил тяжелые повреждения и потерял ход).
HMS New Zealand был одним из немногих британских крупных кораблей, которые принимали участие в трех крупнейших морских боях на Северном море. В Ютландском сражении 31 мая 1916 года он нес флаг контр-адмирала Пакенхэма. Командовал крейсером капитан Джон Грин.

Главный калибр

Когда британские силы сблизились с кораблями адмирала Хиппера, HMS New Zealand шел пятым в строю шести британских линейных крейсеров. Всего через двадцать минут после того как был открыт огонь Indefatigable получил несколько попаданий. Снаряды сдетонировали и корабль исчез в огромном облаке пламени и дыма, унося с собой более тысячи человек. Через двадцать минут после гибели Indefatigable то же самое произошло и с Queen Mary. В мгновение ока погибои 1258 человек, из экипажа спаслись лишь 17.
Во время боя капитан Грин носил пиу-пиу (юбку из высушенных листьев) и тики (нефритовый амулет), подаренные кораблю старым маорийским вождем из Роторуа. Капитан Коуэн в гельголандском сражении и капитан Хэлси* в бою при Доггер-банке также носили пиу-пиу и тики. Вождь предрек крейсеру три прямых попадания - без тяжелых потерь. Он оказался прав - при Ютланде HMS New Zealand получил попадание в кормовую башню, обошлось без жертв**.
Экипаж крейсера относился к маорийским обычаям более чем серьезно. Когда через год после Ютланда HMS New Zealand в последний раз сблизился с неприятельскими кораблями и была дана команда "Все по местам", матросы отправили гонца на мостик. Гонец вернулся с ободряющим известием: "Он это надел!" Имелись в виду юбочка и амулет.

В Литтлтоне, Новая Зеландия, 2 сентября 1919

В 1919 году HMS New Zealand отправился в новое кругосветное путешествие под флагом адмирала флота виконта Джеллико. В Новой Зеландии восторженно приняли и крейсер, и великого моряка, которому позже суждено было стать генерал-губернатором этого доминиона.
По возвращении в Англию HMS New Zealand был переведен в резерв. Судьба его, как и многих других знаменитых кораблей, была предрешена Вашингтонским соглашением 1922 года, которое установило жесткие ограничения для Королевского флота. Крейсеру было чуть больше десяти лет, когда его продали на слом.

----------------------------
* В оригинале упоминается только Хэлси. Это ошибка - капитан Хэлси в начале войны был назначен морским адъютантом короля, и вернулся к командованию линейным крейсером лишь в январе 1915 года, перед сражением у Доггер-банки. Во время боя в Гельголандской бухте командиром HMS New Zealand был другой будущий адмирал, Уолтер Коуэн.
** Все это более чем трогательно, однако стоит упомянуть и о том, что в Ютландском сражении HMS New Zealand выпустил 420 снарядов - больше, чем любой другой корабль.
*** И примечание общего порядка - рассуждать о том, что этот линейный крейсер относился к весьма неудачному типу, а деньги новозеландцев могли быть потрачены с куда большим толком, я не буду. Об этом сказано и написано достаточно. Как бы то ни было, HMS New Zealand оказался счастливым кораблем. Возможно, маорийские талисманы и вправду помогли.
Tags: 10s, history, navy, weekly
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 52 comments