lord_k (lord_k) wrote,
lord_k
lord_k

Categories:

Рекордсмены (1)

Дисклеймер: этот текст написан в формате журнальной статьи. Статья, насколько я знаю, опубликована в сокращенном виде. Здесь в четырех частях - полный вариант. Своего рода компенсация за многочисленные посты о французских воздушных монстрах


Аэробус последней модели берет на борт 525 пассажиров. Хорошо бы во время полета провести опрос: а знаете ли вы, уважаемые пассажиры, кто такой Мишель Вюйерме, и что вам говорят такие названия как "Бреге" и "Супер-Бидон"?
- Вюйерме? Кажется, работал в нашем монреальском филиале...
- "Бреге"? Ну как же, как же - известная марка часов.
- "Супер-Бидон"? Гммм... Помню, когда я был маленький, молоко развозили в бидонах.
И будет трудно упрекнуть уважаемых пассажиров в невежестве.

Между тем, Мишель Вюйерме - автор проекта самого известного французского самолета межвоенного периода. Самолет назывался Breguet XIX и прожил удивительно долгую жизнь: впервые представленный публике на Парижском авиасалоне 1921 года, он совершил последний боевой вылет в 1946-м. "Девятнадцатый" в двух вариантах - разведывательном и бомбардировочном - состоял на вооружении военно-воздушных сил Франции, Польши, Румынии, Турции, Бельгии, Китая, Югославии, Испании, Аргентины, Бразилии, Венесуэлы. Еще пять стран - СССР, Великобритания, Италия, Иран и Япония - приобрели по две экземпляра этой машины для испытаний. Самолет конструкции Вюйерме участвовал в подавлении восстания риффов в Марокко и друзских волнений в Сирии, воевал в Испании, на Балканах и на Дальнем Востоке.


В чем секрет успеха этого непримечательного с виду биплана? Во-первых, весь его каркас выполнен из алюминиевых сплавов - новинка для начала 1920-х годов. Размах нижнего крыла значительно меньше, чем у верхнего - это гарантировало хороший обзор, важный как в наблюдательных, так и в бомбардировочных полетах. Готовя свое детище к серийному производству, Вюйерме упростил конструкцию многих узлов – не в ущерб качеству и летным характеристикам. В итоге получилась неприхотливая надежная машина. И скоростная - в начале своей карьеры она запросто обгоняла истребители. Заказы на нее продолжали поступать через десять лет после начала выпуска, когда большинство ровесников "Девятнадцатого" считались даже не вчерашним, а позавчерашним днем авиации.
Но дело не только в технических данных и удобстве эксплуатации. Отличную рекламу Breguet XIX и другим самолетам этой компании обеспечили сверхдальние перелеты, совершенные французскими авиаторами. В начале 1924 года два военных летчика, лейтенанты Бесан и Пелетье д'Уази, выполнили на "Девятнадцатом" полет по маршруту Париж – Шанхай. Полет не беспосадочный, многодневный, однако стоит иметь в виду, что в то время авиарейсы из Парижа в Лондон или из Москвы в Нижний Новгород воспринимались как чудо. А тут – в Шанхай. На самом обыкновенном, серийном самолете.
Достижение двух лейтенантов подстегнуло конструкторский коллектив на создание рекордной версии Breguet XIX. Машина, получившая название Grand Raid, была оснащена четырьмя дополнительными топливными баками. Два из них стояли перед пилотской кабиной, сильно затрудняя обзор, один – под полом и еще один – между местами пилота и штурмана. В феврале 1925-го военные летчики Леметр и Аррашан совершили на Grand Raid беспосадочный перелет из французского Этана в Испанскую Сахару, покрыв расстояние 3166 км. Это был мировой рекорд дальности.

Еще один рекордный Breguet был переоборудован из серийной машины бельгийскими авиаинженерами. Трехместная модификация "Девятнадцатого" в марте 1925 года совершила полет из Брюсселя в Леопольдвиль, столицу Бельгийского Конго.
От французов и бельгийцев не отставали японцы: газетный концерн "Асахи Симбун" приобрел два Breguet XIX, на которых пилоты Абэ и Кавачи выполнили полет по маршруту Токио – Париж.

© Shigeo Koike

На заводе Бреге построили еще четыре Grand Raid. На один из них в порядке эксперимента установили новый 600-сильный двигатель Hispano Suiza. На этом самолете два летчика – шеф-пилот Breguet Дьедонне Кост и капитан-лейтенат морской авиации Жозеф Ле Бри – совершили полет вокруг света. Полет продолжался с октября 1927 года по апрель 1928-го, общая протяженность маршрута составила 57.000 км, а суммарное летное время – 350 часов. Правда, некоторые отказываются признать путешествие Коста и Ле Бри кругосветным, поскольку от Токио до Сан-Франциско самолет и его экипаж следовали на борту парохода.
Еще раньше, в 1926 году, на Breguet XIX были установлены три мировых рекорда дальности.
15 июля капитан Гирье и лейтенант Дордийи на Grand Raid с двигателем Renault перелетели без посадки из Парижа в Омск, покрыв расстояние 4716 км.
1 августа лейтенант Шалль и капитан Вейсер, вылетев с аэродрома Ле Бурже, сумели без промежуточных посадок добраться до Бендер-Аббаса в Иране – 5174 километра!
И, наконец, в октябре Кост и Риньо записали на свой счет новый рекорд – 5396 километров без посадки (в следующем году они попытались улучшить это достижение, но их Grand Raid совершил вынужденную посадку в Нижнем Тагиле и вернулся во Францию по железной дороге).
А вот попытка бельгийцев достичь рекорда дальности закончилась трагедией. Breguet 19 TR*, специальный вариант Grand Raid с увеличенной емкостью баков (еще один бак установили в верхнем крыле) и улучшенной аэродинамикой, построенный для беспосадочного полета Брюссель – Леопольдвилль, потерпел крушение на французской территории. Оба пилота, Меде и Верхаген, получили тяжелые ранения.
Точная копия неудачливого TR принесла Франции новый мировой рекорд – на сей раз не дальности, а скорости на дальнем маршруте. В 1929 году Гирье и Вейсер пролетели на нем 5000 км со средней скоростью 188,1 км/ч. Именно эту машину прозвали "бидоном".

В соревнование на дальность включились испанцы. Два Breguet 19 были построены на заводе CASA. Первый в 1929-м пересек Атлантический океан и совершил посадку в Бразилии, второй, Cuatro Vientos четыре года спустя совершил перелет из Севильи в Гавану и пропал без вести над Мексиканским заливом.


Уцелевший испанский "Девятнадцатый" экспонируется на мадридской авиабазе

В конце 1928 года во Франции начали готовить Breguet 19 для трансатлантического полета. Деньги на подготовку выделил миллионер корсиканского происхождения Франсуа Коти – очень колоритная фигура, король французской парфюмерной промышленности, владелец газеты "Фигаро", покровитель большого спорта и по совместительству спонсор фашистского движения. Рекордная машина - перестроенная модель TR с бензобаками общей емкостью 5170 литров, - была выкрашена в ярко-красный цвет, а на ее борту блестел огромный вопросительный знак.

Она и вошла в историю как Pointe d'Interrogation ("вопросительный знак" – фр.). Впрочем, чаще ее называли "Супер-бидоном".

13 июля 1929 года Морис Беллонт и Дьедонне Кост вылетели на этом самолете из Парижа в Нью-Йорк, но неисправность двигателя заставила их вернуться. Трансатлантический полет был отложен, однако в сентябре того же года Кост и Беллонт установили на "Вопросительном знаке" новый мировой рекорд дальности, преодолев за двое суток расстояние от Парижа до Цицикара в Манчжурии – 7905 км! 48 часов в воздухе, в тесных кабинах, с почти нулевым обзором – это подвиг по любым меркам, хоть тогдашним, хоть нынешним.


А полет в Нью-Йорк состоялся почти через год после рекордного броска на Восток, в сентябре 1930 года. Кост и Беллонт благополучно покрыли 6200-километровую дистанцию. Это был не абсолютный рекорд, но наилучшее достижение для самолетов, пересекавших Атлантику с Востока на Запад. И последнее мировое достижение Breguet 19.

------------------
* В конце 20-х годов в обозначении самолета римские цифры были заменены на арабские.

Продолжение следует
Tags: 20s, 30s, air, history
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments